Плачется в моем сердце, как дождь над листом. Верлен
Сочинение по мотивам поэзии Поля Верлена. Поэт — это человек, который чрезвычайно тонко и глубоко все ощущает, человек, который стремится к красоте и гармонии — гармонии мира. Именно поэтому любое отступление от этой гармонии сопровождают зло и жестокость, несправедливость и фальшь. Они больно поражают сердца художников и рождают стихи: в одних — гневные и тревожные, а в других — полные отчаяния и тоски. Именно к последним относился Поль Верлен. Эти печальные пейзажи осени всегда сопровождали поэзию Поля Верлена, аккомпанировали его чувством. Поэтому, для того чтобы понять поэзию автора, необходимо понять его душу. Так как поэзия Верлена — это история его души, зеркало его расположений духа и переживаний. В одном сонете Верлен писал: «… моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество поэта потом подтвердилось его жизнью, в котором были и бракосочетание, и порыв к борьбе за политическую волю, и трагическая дружба с Артюром Рембо, и года заключения, и поиски Бога, и падение на дно парижской богемы. Личные переживания автора во многом переплетались с эпохальными проблемами, собственные катастрофы — с катастрофами пор.
Эта боль души и порождает образ «осеннего сердца», со струн которого польются печальные осенние песни. На формирование личности Верлена повлияла книга Шарля Бодлера «Цветы зла», что была направлена против жестокого общества. Она наполнила сердце поэта пасмурными, трагическими мелодиями, развеяла юношеские иллюзии и романтические мечты. Название первого сборника «Песни Сатурна» (1866) была заимствованной из стиха Бодлера «Эпиграф к осужденной книге». Согласно представлению астрологов, Сатурн — пасмурная, печальная планета, и Верлен зачислил себя к людям, родившимся под ней, которые не имеют счастья в жизни. Первый раздел сборника называется «Меланхолия». Это название говорит самая за себя. Меланхолия — болезненно-придавленный залог. А удручала поэта именно дисгармония окружающего мира. И за апатией Верлена мы ощущаем, как писал Максим Горький, «боль чуткой и нежной души, которая стремится чистоты, ищет Бог и не находит, хотя любить людей и не может». Расположение духа осенней грусти и без надежды воспроизведены в одном из стихов этого сборника «Осенняя песня»:
Негромкие Истомные песни Струн осенних Сердце тебе Топят в кручине,
В этом небольшом произведении вместе с тем и осенний пейзаж, и «пейзаж души» поэта. Будто «листок» осеннего листопада, говорит грусть Верлена. Между «природой и душой» и «душой и вещами» в стихах поэта существуют отношения тождественности. Это важная особенность его лирики. Соответствие, сходство залогов души и природы присущий также для творчества Бодлера, но Верлен ощущал ее интуитивно, поэтому органически ввел ее в свою поэзию. Вслед за ним этот прием использовали французские символисты. Но признаком поэзии Верлена есть ее мелодичность, удивительное объединение звуков с чувствами. Именно у него будут учиться символисты, которая для него была настоящей:
Куда-то иду В даль бледную, Из гор в долину, Будто пожелтевшее письмо Под ветра свист — В безвестность польюсь.
Любая поэтическая душа является загадкой, как для современников любого поэта, так и для потомков. Поэтому мы лишь приблизились к пониманию души, которая так стремилась земной гармонии и, не находя ее в окружающем мире, страдала и плакала от боли, напоминая плач скрипки, смычком которой была судьба поэта, которая срывала с ее струн печальные осенние песни…
Плачется в моем сердце, как дождь над листом. Верлен