ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «Музыкальный портрет России» 4 класс
ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Муравьевой Марии Михайловны учителя музыки средней общеобразовательной школы № 2 г Югорск
Тема урока: «Музыкальный портрет России»
Мастер — класс в 4 классе по теме «Музыка моего народа»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.
Задачи урока:
Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
Пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;
В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедиа проектор, диск с презентацией, аудио записи, магнитофон, ноты, русские музыкальные инструменты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Построение перед классом.
Вход под музыку.
Музыкальное приветствие «Родина моя».
Родина моя — российская земля.
Дружно здесь живем, весело поем.
Добрый день, добрый день,
Добрый день все!
II. Вступительное слово учителя.
Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня тема нашего урока: «Музыкальный портрет России». . Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет.
III. Работа по теме урока.
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
С. Есенин
Так о России писал С. Есенин.
А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
. Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины. Но одно из первых было слово береза.
Береза — любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины.
Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
1. Исполнение «Песня о березке» слова С. Есенина, музыка Г. Струве Молодцы! Вы хорошо передали песенный, светлый характер музыки. .
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. У русских — это балалайка и гармонь.
Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
Заиграй-ка балалайка
Балалайка три струны
Подпевайте, не зевайте
Выходите плясуны.
2.В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Ай все кумушки домой».
Молодцы! Вы весело, с задором исполнили произведение.
.
Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.
Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. .
3.Слушание и анализ вступления к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Вопросы:
Подумайте, что изображает музыка? Какое время суток?
Какую картину рисует?
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета?
Близка ли эта мелодия к народной песне?
Вы правильно все назвали. Это вступление к опере М. П. Мусоргского «Хованщина» называется «Рассвет на Москва — реке». А домашним заданием будет — изобразить пейзаж на бумаге. Подумайте, что будет главным в вашей картине.
Какие цвета вы будете использовать при ее написании?
Ребята, чем для нас является Москва? Москва — это столица нашей Родины, сердце России .
Кто услышал в этом произведении звучание колокола? Ребята, а что для России, Руси значат колокола?
Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольный звон — это голос нашей Родины, а колокола называют русским чудом. Они по-разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. .
Россия — это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А город Балаково — наша малая Родина — это часть России.
4.Исполненяется «Песня о Балаково» слова Т. Мирошник, музыка О. Просвирниной.
.
Обратите внимание на карту. Какой красивый получился портрет России. Какие цвета здесь преобладают — светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно.
В древности Русь называли светлым местом. Русь — это страна света.
IV. Обобщение.
Наша встреча подошла к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?
V. Итог урока.
Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья!
Выход из класса под музыку.
ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «Музыкальный портрет России» 4 класс