«Пленный рыцарь» анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».
«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя Традиции «рыцарской баллады» — характерные образы и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.
Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.
Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой Монолог, раскрывающий Конфликт личности и общества, свободы и неволи.
Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница — синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода — играющие в небе «вольные птицы»- едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе.
Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.
Настоящее для рыцаря — горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен — ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно…мне стало».
Третья строфа представляет Развернутую метафору, где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя — закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.
В четвертой строфе, построенной на Метонимических переносах при помощи Антитезы камня и железа противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов — центральные образы повторяются в катренах, получая художественное развитие.
Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью Скрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе — поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.
Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам — четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь — хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным .
Стихотворение написано Четырехстопным дактилем, который в сочетании со сплошной Женской Рифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков передает интонации безнадежности и трагизма.
В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.
«Пленный рыцарь» анализ стихотворения Лермонтова