Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?
Н. Лесков создал множество удивительно полнокровных разнообразных характеров, воплощающих живые силы русской жизни и ее великие возможности. В 1837 году Лесков создает одно из лучших своих произведений — повесть «Очарованный странник». Главный герой повествования — Иван Северьяныч Флягин. Это не просто удивительно интересный человек, богато одаренная и неповторимая личность, а живое воплощение могучих физических и нравственных сил народа.
Название повести символично. Оно имеет ключевое значение в раскрытии характера главного героя. Что же значат слова Лескова об Иване Флягине, вынесенные в заглавие повести и не раз повторенные потом на ее страницах? Название — «Очарованный странник» — делает акцент сразу на два слова. «Странник», то есть путник. Во многих местах побывал Флягин: в Орловской губернии, в Пензе и на ее пригородных восточных ярмарках, в степях Заволжья, на астраханских солончаках, под Нижним Новгородом, на Кавказе, в Петербурге.
Мотив дороги, традиционный для русской литературы, активно присутствует в повести. Иван Северьяныч, как былинный герой, постоянно находится в дороге, в поисках «судьбы», своей правды. На его пути встречаются разные люди. Каждому, кому нужна помощь, Флягин, не задумываясь о своей выгоде, идет навстречу.
Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих поступков, чтобы понять, что в них невозможно обнаружить никакой логики, все они случайны и противоречивы. Ведущим началом в поведении героя оказывается не разум, а непосредственное чувство, не поддающееся рациональному истолкованию. Иногда оно так сильно управляет действиями Ивана Северьяныча, что ему самому кажется чудом, загадочным «магнетизмом», наваждением, колдовством. Так, Флягин, пожалев молодую женщину, убежавшую с любовником от мужа и оставившую маленькую дочь, не может видеть ее страданий.
Он чувствует, как сердце ее разрывается между ребенком и любимым человеком, и отдает ей ребенка. Иван Северьяныч поступает благородно, но совсем нерационально тогда, когда идет в армию вместо сына, родители которого не в состоянии откупить его. Герой повести переживает духовную эволюцию. Возможным это стало, по мнению автора, благодаря художническому складу натуры Флягина, его впечатлительности, способности чутко откликаться на все явления жизни, видеть красоту в обыденном.
Прирожденный артистизм, способность удивиться открывающейся его взору красоте одухотворяет собой все стихийные проявления его неубывающей жизненной энергии. Не случайно сам Иван Северьяныч называет себя однажды «восхищенным человеком», а князь, у которого он служит, именует его артистом. Во многом именно в этой сильной эмоциональной восприимчивости Флягина, в импульсивности его натуры, ведомой больше не рассудком, а чувством красоты, кроется смысл характеристики героя, данной в названии повести и повторяющейся несколько раз на ее страницах, — «очарованный странник», «очарованный богатырь».
Возможно, «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенческому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения. Одно из самых сильных очарований Флягин испытал, познав красоту женщины. Встреча с красавицей-цыганкой, к которой приводит его проходимец-«магнетизер», — это новый этап роста его души.
Еще до того, как герой увидел Грушу, он уже пленился ее пением. Чуть позже Ивана Северьяныча ослепляет красота Груши, восхищает завораживающая пластика ее движений, огненность танца. Но при этом Флягин ощущает драматизм состояния пылкой, гордой и уязвленной неволей души.
Князь же не видит души Груши, только внешнюю красоту, от которой быстро устает. Простой человек в повести предстает значительно более яркой и внутренне богатой личностью, чем князь, титул которого свидетельствует о его «благородном» происхождении. Именно к нему как к самому родному и верному ей человеку в черный час своей жизни обращается Груша, ища у него спасения от себя самой.
Жалея Грушу, Флягин берет грех на свою душу и, сам себя не помня, сталкивает ее с обрыва. В некоторых эпизодах повести, изображающих борения Ивана Северьяныча с «ангелом сатаны» и мелкими бесами, смущающими его душевное спокойствие, Лесков оживляет самое древнее значение этого слова: «очарованный» — попавший под власть злых сил, бесовского колдовства. Итак, история многообразных «очарований» Ивана Северьяныча — это история роста его души, обретающей в конце его «обширной жизненности» эпическое величие.
Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?