Поэма В. В. Маяковского
Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах». С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная раскрытость. Между лирическим «я» и лирическим героем того периода дистанции практически нет. Лирические переживания настолько напряжены, что, о чем бы он не писал, острые индивидуальные интонации пронизывают всю ткань поэзии. Такова поэма Маяковского с загадочным названием «Облако в штанах».Сам Маяковский определил ее как тетраптих.
Она состоит их 4-х частей. Смысл их таков: Долой вашу любовь! Долой ваше искусство!
Долой ваш строй! Долой вашу религию! Ведущий образ поэмы — лирическое «я», для которого характерна категоричность суждений, бунтарство, независимость. Основной прием, используемый Маяковским, — антитеза; противопоставление всему обществу в прологе вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце.
Это дерзкий вызов, характерный для раннего Маяковского .Противостоять всему и не сломаться под силу только мощной личности — отсюда следует прием гиперболизации образа . Диапазон этой личности — два разных полюса: бешеный и нежный . Так проявляется смысл названия , но основное чувство героя — нежность. Первая часть — откровенный рассказ о любви. Автор подчеркивает реальность происходящего. психологическое состояние героя передано через его внешнее спокойствие. Внутреннее страдание подчеркнуто переносом слов в другие строчки. «Пожар сердца» сжигает его.
Трагедия любви переживается и самим поэтом. Вторая часть — рассказывает об отношениях героя и искусства. Она начинается с решительного NIHIL! .
Герой отрицает вымученное, вялое искусство, буржуазность, обывательщину. Он призывает взбунтоваться. Это гимн живой жизни, которая ставится выше «я». Герой готов на самопожертвование . Вот истинная цель и назначение поэта и поэзии по Маяковскому. В третьей части мысль переходит к тем, кого вести под знаменем.
Лирический герой берет на себя роль тринадцатого апостола, но от глобальных замыслов возвращается к мыслям о любимой. Это уже мольба о любви. Любимая необходима ему, «как хлеб насущный». Поэт говорит о своем «в муках рожденном слове», которое величием своим равно Богу .
В этом кощунство перерастает в бунт против Бога. Главное обвинение — не в социальной несправедливости, а в том, почему он не выдумал, чтоб было без мук «целовать, целовать, целовать…». Отчаяние героя доходит до иступления. Он выкрикивает богохульства и неожиданно смиряет себя . Яростно конфликтуя с миром, герой Маяковского обнаруживает свою бунтовскую сущность.
Противоречивость, соединение «расхристанности» и нежности обостряет конфликт. Это обрекает героя раннего Маяковского на трагическое одиночество.
Поэма В. В. Маяковского