Поэтика и стилистика «Божественной комедии»
Поэтика «Божественной комедии» имеет приметы реализма: пластичность персонажей, скульптурный контур портрета. Иногда Данте даже использует другой язык: его прованские трубадуры разговаривают на прованском языке, жители итальянской провинции употребляют в речи диалектизмы, а святые в Раю — латинские слова, латынь используется и в латинских песнопениях. Но в этой разнообразной языковой палитре Данте имеет меру. Его Вергилий разговаривает лишь итальянской, автор «Энеиды» не использует латыни. Образы Данте и Вергилия аллегорические, но вместе с тем каждый из них имеет индивидуализированный характер, отдельные эпизоды психологически убедительны. Образ героя поэмы не идентичный образу автора.
Герой «Божественной комедии» эмоциональный, он может быть сердитым с предателями, преисполненным сожаления и сочувствия к Франческе, зажигательным, но почтительным с Фаринатою — чрезвычайно богатая гамма чувств. Вместе с тем он будто бы наивный, неоднократно спрашивает у Вергилия о всем, что видит. Но автор «Божественной комедии» всезнающий: так как именно он сконструировал весь этот мир, населенный душами, именно он расселил их на свое усмотрение, автор объективный, он осуждает людей, но сердцем жалеет их. Есть один момент в «Раю», когда на миг перед нами возникает автор «Новой жизни», юный Данте, это момент первой встречи Данте с Беатриче на пороге Рая:
В венке из деревянных масел из-за белой занавеси
Явилась женщина, и свертками спадал
Зеленый плащ ей на убор алый.
Моему духу, какой не трепетал
Уже давно у нее на препоне,
Так как уже давно ее не встречал,
Не глаза — силы тайные, замечательные,
Идя от нее, и чувство крепкое —
Дали узнать пыл бывшей любви.
В «Божественной комедии» земное время и вечность взаимосвязаны, пейзажи потустороннего мира постоянно сопоставляются с земными. Данте — первый средневековый поэт, который ввел описания природы. В «Аду» — это пасмурные бездны, багряные вспышки пламени, кровавые реки, тучный, будто стекло, лед девятого круга (при этом поэт сопоставляет его с Дунаем в Австрии и с Доном, который тогда именовался Танаисом). В «Чистилище» и «Раю» пейзажи пронизаны светом, здесь превалируют белый, зеленый, красный цвета. Но особенно характерными для дантовских пейзажей есть движение (ветра, моря, трав) и свет, игра света:
Зарница гнала сумерки туманные,
И в дали, куда они плыли,
Замерцало море в трепетании.
Каждый кантик имеет свою стилистическую особенность: «Ад» написан большей частью «средним стилем», иногда с использованием вульгаризмов, в «Чистилище» средний стиль уже пронимается высокими словами, в «Раю» они доминируют. Знатоки Данте дружно соглашаются с тем, что «Ад» скульптурное, «Чистилище» — живописно, а в «Раю» доминирует музыка. Но вместе с тем поэме Данте присущее стилистическое единство — в полноте и разнообразии лексики, в объединении всех средневековых стилей. В «Аду» рядом с безобразными картинами, изображенными умышленно грубо, есть эпизоды трагически-величественные (эпизод из Уголино, Улиссом), есть лирично-патетичные эпизоды (эпизод с Франческой). Наоборот, в «Раю» случаются резкие, гневные тирады.
Поэма Данте написана терцинами, ее строфа состоит из трех строк, рифмование перекрестное — аба бвб вгв гдг и т. Поэт дает мистическое число 3 — три строки, трехкратная рифма. Строфы напоминают разомкнутую цепь, каждая песня заканчивается отдельной строкой. Терцина осталась в литературе уникальной, связанной с именем автора «Божественной комедии», поэты более поздних эпох редко использовали ее (Дж. Г. Байрон, А. Пушкин, И. Франко и др.), но только тогда, когда хотели напомнить о стиле Данте или каким-то чином соотнести с ним свои произведения.
Поэтика и стилистика «Божественной комедии»