ПОЭЗИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП «О журналах «Звезда» и «Ленинград» буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедливая оценка деятельности А. Ахматовой была оскорбительной не только для нее самой — для всей русской поэзии.
На долгие годы оказались перекрытыми все пути общения истинной поэзии с читателями. О публикации стихов Ахматовой нельзя было и заикнуться, не говоря уже о поэтах и писателях, заточенных в ГУЛАГе, — Н. Заболоцком, Д. Андрееве, В. Шаламове и др.
Конечно, совсем «заморозить» поэзию не под силу никакому тоталитаризму. Ее течение в ожидании благоприятных дней ушло под лед, чтобы потом обнаружиться в годы «оттепели».
Впрочем, оставалась тема, рядом с которой слабели драконовские законы Главлита, этого «недреманного ока» партии.
Жестокие раны нанесла война. Долго не заживали они и в облике городов, обезображенных шрамами от пуль, снарядов и бомб, и в душе человеческой, уязвленной горечью потерь и страданий. Поэты, ставшие известными еще до 1941 г., и новое поколение (С.
Наровчатов, М. Луконин, Ю. Друнина, С. Гудзенко и др.), заявившее о себе уже на войне, долго еще возвращались к ее незабываемым дням, долго еще, по образному выражению Ю. Друниной, наша поэзия носила фронтовую шинель. Для некоторых же из поэтов военная тема так и осталась главной. «Более тридцати лет прошло с тех пор, — писал Е. Исаев об одном из поэтов военного поколения, — когда война отошла от Орлова, а вот он, Орлов, все эти тридцать с чем-то мирных лет никак не мог отойти от войны».
На военные темы были созданы поэтические произведения, сохранившие и доныне художественную ценность.
ПОЭЗИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ