Поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков начала ХХ века
Своеобразно развивается в 20-е годы поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков. Здесь можно выделить три основных направления. Первое из них представлено произведениями писателей старшего поколения; многие начинали с «герметизма», но теперь отказываются от самоизоляции от окружающей действительности.
Так, один из основоположников «ноусентизма» (девятисотников), движения, близкого по своему характеру к «Поколению 1898 года», Джозеп Карнер (Josep Сагпег, 1884-1970) создает сборники патриотической лирики — «Прекрасная земля, прекрасные люди» (Bella terra, bella gent, 1918), «Напрасный дар» (La inutil ofrena, 1924), «Весна в деревне» (La primavera al poblet, 1925) и др. Его друг и единомышленник Джауме Бофил-и-Матес, известный под псевдонимом Герау де Лиост (Jaume Bofill i Mates, Guerau de Liost, 1878 — 1933) опубликовал стихотворные «Сатиры» (Satires, 1929), в том числе и резко антиклерикальные. Социальная тема отчетливо звучит и в творчестве галисийских поэтов Антонио Норьеги Варелы (Antonio Noriega Varela, 1869-1947), Рамона Каба-нильяса (Ramon Cabanillas, 1876 — 1959) и других.
Большинство молодых поэтов пошли по пути «левого», авангардистского искусства, но понимание его смысла и назначения было у них весьма различным. Так, каталонский поэт Джоан Салват-Папассейт (Joan Salvat-Papasseit, 1894 — 1924) воспринял многие приемы «левого» искусства, но наполнил свои стихи из сборников «Заговорь» (Las conspirations, 1922) и «Малая медведица» (Ossa menor, опубликован посмертно в 1925 г.) революционным протестом против социальной несправедливости. Большинство авангардистов, однако, пошло по иному пути. Крупнейший представитель «левых» в Каталонии Джозеп Висенс Фойш (Josep Vicens Foix, род. в 1894 г.) в стихах, опубликованных отдельными сборниками — «Один и в трауре» (Sol, i del dol, 1947), «Где я оставил ключи» (On he deixat les claus, 1953) и другие — с помощью сложных метафор стремится создать особую «поэтическую реальность», не имеющую ничего общего с окружающим поэта миром. Точно так же и глава галисийских авангардистов Маноэл Антонио (Manoel Antonio, 1900-1928) требовал «избавиться от рабства у земли», т. е. порвать связи между поэзией и общественно-политической жизнью.
Однако на протяжении всех этих лет параллельно с «авангардистской» поэзией продолжала развиваться поэзия реалистическая, опиравшаяся на народные традиции. Таково, в частности, творчество каталонского поэта Джоана Оливера, печатающегося под псевдонимом Пере Кварта (Joan Oliver, Pere Quart, род. в 1899 г.) и опубликовавшего книги сатирических стихотворений «Обезглавливания» (Les decapitacions, 1934), «Бестиарий» (Bestiari, 1937) и др. Таковы и произведения некоторых баскских поэтов, например расстрелянного франкистами Эстевана Уркиаги (Esteban Urquia-ga, 1905 — 1939), друга Лорки и автора «лоркианских» стихов, собранных в книгах «Новые пути» (Bide Banijak, 1931) и «На склоне дня» (Arrats-beran, 1935), и Хосе де Аришимуньо (Jose de Aristimuno, ум. в 1936 г.).
Расцвет боевой, гражданской поэзии в Испании наступает в период республики. Провозглашение демократических свобод, легализация деятельности левых партий создали благоприятные условия для дальнейшего углубления буржуазно-демократической революции, решения ее коренных задач. Однако раскол в рабочем движении, оппортунистическая политика руководства социалистов, слабость коммунистической партии позволили буржуазии, захватив власть в свои руки, затормозить революцию.
Консервативное республиканское правительство менее всего пеклось об интересах трудящихся. Объявленная правительством аграрная реформа не подрывала помещичьего землевладения. Предоставив весьма ограниченную автономию Каталонии, правительство не удовлетворило аналогичных требований баскского и галисийского народов. Крайне робкими оказались меры в области рабочего законодательства, но из-за открытого саботажа предпринимателей даже они не были претворены в жизнь. Не осмелилось правительство посягнуть и на позиции церкви. Наконец, нетронутым остался весь старый государственный аппарат, перемены почти не коснулись и армии.
Первые годы республики ознаменованы подъемом массового демократического и рабочего движения. Однако одновременно происходит и процесс консолидации реакционных сил. В результате ноябрьских выборов 1933 г. с помощью насилия и фальсификации победу одержали правоцентристская партия радикалов и «Испанская конфедерация автономных правых» (CEDA). Правительство радикалов отказалось даже от тех незначительных демократических преобразований, которые были провозглашены в первые годы республики, а осенью 1934 г. в состав правительства вошли руководители откровенно реакционной CEDA. Это стало непосредственным поводом для восстания горняков Астурии, потопленного в крови. Наступила пора реакции и террора, вошедшая в историю под названием «черного двухлетия» (bienio negro). Только победа Народного фронта на выборах в феврале 1936 г. положила конец этой мрачной поре.
Бурные события накануне и в дни провозглашения республики втянули в свой водоворот большое число писателей различных направлений: большинство из них восторженно приветствовало установление республиканского строя. Некоторые писатели старшего поколения (X. Ор-тега-и-Гассет, С. Мадариага, Р. Перес де Айяла, Г. Мараньон и др.) еще в конце 1930 г. создали группу «На службе у республики». Провозглашение республики они объявили завершением революции; часть их затем получила посты в чиновничьем и дипломатическом аппарате республики. Другим литераторам (Рамиро Маэсту, Эрнесто Хименес Кабальеро) даже умеренные реформы, декларированные республиканским правительством, казались вредными уступками «черни», — они все более склонялись к фашистской идеологии.
Однако многие писатели оценивали свержение монархии как начало больших и серьезных социальных перемен; некоторые из них обратились с этого времени к активной общественной деятельности. В июне 1931 г. возникает Союз революционно-пролетарских писателей. Однако руководство Союза заняло сектантские позиции по отношению к писателям, не примкнувшим к компартии, и Союз не смог стать подлинным центром прогрессивной литературы. Неудачной была и вторая попытка организационно сплотить передовых деятелей культуры, предпринятая зимой 1932 г.
В апреле 1933 г. группа прогрессивных писателей во главе с Рафаэлем Альберти опубликовала манифест о создании журнала «Октубре» («Октябрь»). Объединившиеся вокруг журнала литераторы вскоре вошли в Международное объединение революционных писателей. Первый номер журнала вышел в июле 1933 г. На обложке его была сформулирована программа издания: «Против империалистической войны, в защиту России, против фашизма, вместе с пролетариатом». В журнале сотрудничали многие передовые писатели, в частности А. Мачадо. На страницах журнала пропагандировались не только современная литература Испании, но и классическое наследие, творчество русских писателей, произведения прогрессивных литераторов Европы и т. д.
Большинство членов группы «Октубре» активно участвовало в политической борьбе, в частности в избирательной кампании 1933 года. После прихода к власти реакционного правительства несколько номеров журнала было запрещено,
Поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков начала ХХ века