Поговорим о сочинении
Перед вами — первый в этом учебном году номер консультаций к выпускному сочинению. Наши постоянные читатели хорошо знают, что газета «Литература» ежегодно публикует на своих страницах не только примерные формулировки тем будущего письменного экзамена, но и материалы, которые помогут учителю провести подготовку к сочинению. Интерес к консультационным номерам очень большой ; лучшие консультации представлены нами в специальном сборнике из серии «Я иду на урок», который — нам подтвердили это и представители Министерства образования — не теряет своей актуальности и может использоваться для подготовки к экзамену и в этом году.
В связи с высоким читательским спросом на материалы консультационного характера мы впервые решили пойти на эксперимент: предварительные темы опубликованы нами уже в первом сентябрьском номере , а не в январе, как было обычно , и номеров с консультациями мы планируем выпустить несколько. Поэтому у вас, уважаемые читатели, есть возможность увидеть свои разработки напечатанными в рубрике «Готовимся к сочинению»; присылайте их нам — мы с удовольствием рассмотрим ваши материалы. Твердое убеждение всего коллектива редакции состоит в том, что помогать друг другу в работе должны прежде всего мы сами, поэтому очень важно делиться с коллегами своими наработками.
Думаем, что на страницах «Литературы» делать это удобнее всего.
Итак, что нас ждет на экзамене в конце года и какие советы по подготовке к нему дают консультанты этого номера? Список примерных тем, вынесенный нами на первую полосу, был опубликован с достаточно подробными комментариями в интервью ведущего специалиста Министерства образования РФ Е. А. Зининой . Часть тем традиционна — к ним относятся анализ роли эпизода в крупном произведении XIX века и разбор стихотворения поэта XIX или XX века . Возвращена на экзамен тема сопоставительного характера ; ученикам будет предложена также возможность самостоятельно проанализировать произведение малой формы .
Особый интерес представляют в списке две темы — № 5 и № 6, — связанные с мастерством писателя. О них мы подробно будем говорить в одном из следующих консультационных номеров, предположительно в феврале, однако уже сейчас исправим формулировку, приведенную в интервью : автора и произведение сможет выбрать сам ученик, а вот аспект рассмотрения темы ему будет предложен. Иными словами, формулировка может выглядеть примерно так: «Особенности описания природы в литературном произведении XIX века», «Мастерство писателя XX века в создании портрета» и так далее.
Подобный подход позволяет ученику раскрыть тему на материале творчества близкого ему писателя и не ограничивает его в выборе произведения рамками программы.
Заметим, что впервые за последние годы на экзамене не предлагается рецензия , поэтому мы не будем печатать свои рекомендации по поводу этого жанра, а также ученические работы в жанре рецензии, кроме тех случаев, когда они посвящены произведениям новейшей, современной литературы, актуальной для сегодняшней школы. Кроме того — и это тоже факт отрадный — из свободной темы убрано уточнение «по личным впечатлениям»; таким образом, можно сказать, что список тем этого года в целом более «филологичен» — в том смысле, что без знания собственно литературы сочинение написать будет нельзя.
Интересной, но чрезвычайно сложной для консультирования представляется тема № 2, сформулированная в виде цитаты. Успех или неуспех раскрытия этой темы на экзамене будет зависеть прежде всего от подбора самих цитат, выносимых в заголовок, от естественности и органичности их связи с проблематикой произведения, предлагаемого для анализа. Мы с большим вниманием отнесемся к любым материалам на эту тему, которые будут присланы нам в редакцию, — возможно, у целого ряда учителей-практиков есть в копилке удачные примеры формулировок, а может быть, и приемы работы над сочинением подобного рода.
Редакция постарается обобщить полученную информацию и в одном из следующих консультационных номеров представить результаты этого обобщения.
Теперь — о консультациях этого номера. Он открывается статьей нашего постоянного автора Марины Павловой
Поговорим о сочинении