Понять и простить
Читаем рассказ И. А. Бунина «Цифры»
Рассказ «Цифры», на мой взгляд, очень сложен для понимания детей двенадцати-тринадцати лет. В нем поднимаются не только проблемы взаимоотношения взрослых и детей, но и философские вопросы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми смиряется взрослый и пока не может смириться ребенок. Мне кажется, рассказ скорее адресован взрослым, воспитывающим детей. Но ведь семиклассники тоже когда-нибудь станут взрослыми, а сейчас, когда они воспринимают мир особенно критически, очень полезно помочь им увидеть, что взрослым тоже не просто строить свои отношения с детьми.
Задача обеих сторон — не возводить баррикады, а попытаться понять и простить друг друга, вместе научиться преодолевать сложности жизни.
Начинаем с того, что подбираем ассоциативный ряд к слову Цифры .
— О чем может быть рассказ с названием «Цифры»?
— Соответствуют ли ваши ассоциации содержанию рассказа?
— Почему это слово вынесено в название рассказа?
— Значит, все-таки рассказ не о знаниях и учении? А о чем же?
— В конфликте всегда как минимум две стороны. Чью же позицию представляет нам автор?
— Но в чем необычность представления своей позиции дядей?
Анализируем форму местоимения в первом предложении: почему Ты, ведь мы привыкли, что повествование ведется либо в первом, либо в третьем лице?
— Зачем?
Детям предлагается найти вину дяди, за которую он просит прощения, выдвинуть свои гипотезы и обосновать их верность.
— Если человек просит прощения, значит, он пересмотрел свое поведение. Так ли это в отношении дяди?
— А как вы это поняли?
Детям предлагается найти в тексте слова, близкие по значению к слову Умный, и проследить за тем, с какой интонацией они произносятся. Дети улавливают иронию в словах Умный, мудрый, рассудительный, разумный, которыми рассказчик характеризует самого себя.
— Разве плохо быть умным, рассудительным, разумным?
— Но почему?
Пробуем доказать выдвинутую гипотезу, для чего разделяемся на группы: одни ищут оценку дядей своего поведения, другие — оценку поведения мальчика. Задание группам: обратить внимание на отношение дяди к мальчику, его чувства и поведение: соответствуют ли они друг другу?
Оценка поведения мальчика. Школьники находят высказывания дяди по этому поводу и комментируют выделенные фразы, затем делают общий вывод по наблюдению.
«…ты большой шалун, не знаешь удержу»;
«… Не знаю ничего трогательнее тебя, когда…»;
«…нельзя выразить, что ты делаешь с моим сердцем…» ;
«…в избытке Беззаветной нежности, на которую способно только детство»;
«ты хотел показаться Особенно деликатным, особенно приличным и кротким мальчиком, вспомнил, что у тебя в запасе есть хорошие манеры»;
» Лукавить ты не горазд еще»;
«перестрадав свое горе, твое сердце С новой страстью вернулось к той Заветной мечте «;
» Ты забыл свою обиду, свое самолюбие и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня»;
«только что открылись для тебя еще не изведанные Радости «;
«засыпал горячими просьбами» ;
«пригрозил ты Дерзко и весело «;
«весь день Нельзя было унять тебя»;
» Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя, и ты нашел исход своему волнению»;
«крикнул, отдавшись тому, что происходило В твоей переполненной жизнью душе «;
«крикнул таким звонким криком беспричинной, Божественной радости «;
» Как дрогнуло, Как исказилось твое лицо молнией ужаса»;
«уже без всякой радости… Криво и жалко ударил каблуками в пол»;
«От боли, От острого оскорбления, так Грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства»;
«ты до измождения Упился своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе «;
«крикнул, делая Последнюю попытку уязвить меня «;
«… Самолюбие твое было сломлено, ты был побежден. Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее»;
«…ты открыл утром глаза, переполненный жаждой счастья. С детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся ты к жизни», «жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды» ;
«… Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным и осторожным ты старался быть в каждом твоем движении».
Вывод по наблюдению. Дядя хорошо понимает мальчика, видит, почему он себя ведет именно так, он даже любуется его радостью , его избытком чувств, испытывает острую жалость к нему, говорит, что «с детским горем не сравнится ни одно человеческое горе», он понимает, что ребенок может испытывать оскорбление — значит, он понимает душу ребенка.
— А почему все-таки радость ребенка он называет божественной, а горе — несравнимым ни с каким другим горем?
— Многие ли взрослые, на ваш взгляд, способны так глубоко понимать душу ребенка?
— Но почему же дядя, который чувствует душу ребенка, все-таки обидел его, заставил унижаться?
Оценка дядей своего поведения:
«поспешил ответить так, Будто между нами ничего не произошло, но все-таки очень сдержанно»;
«… Можно ли было после этого Медлить с ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень умный дядя»;
» Соврал я, чтобы оттянуть, очень не хотелось мне идти в город»;
«сказал я строго и твердо то, Что говорят в таких случаях все дяди «;
«… Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех: Лишаю тебя счастья и радости. Но тут Пришло в голову мудрое правило : вредно, Не полагается баловать детей»;
«сказал я, Досадливо морщась»;
» Сделал вид, что больше не замечаю»;
«я весь похолодел От внезапной ненависти к тебе «;
«должен был употреблять усилия, чтобы Делать вид, что не замечаю тебя».
Вывод по наблюдению. Дядя все время ведет себя неестественно: он «делает вид», противоречит тому, что говорит ему сердце, лжет, старается говорить так, как «полагается».
— Но разве это не один и тот же дядя? Почему же такое несоответствие того, что он видит и понимает, тому, как он себя ведет?
— Что побеждает в этом конфликте?
— Как же удалось дяде в момент конфликта справиться с доводами сердца?
— Но ради чего он это делает?
Подвести к пониманию этой проблемы можно, предложив детям поработать с рассуждением дяди о жизни .
— Какое чувство вызывает дядя в конце рассказа?
В конце снова возвращаемся к названию: какой смысл вкладывал автор в слово Цифры, вынося его в название?
В конце урока напоминаю детям о том, что они увидели в рассказе просьбу взрослых о прощении. Только ли за себя просят они прощения?
В качестве Домашнего задания предлагаю написать развернутый ответ на вопрос: «Простил ли я дядю и всех взрослых, прочитав рассказ «Цифры»?»
Вот выдержки из этих сочинений семиклассников.
Я простил дядю, потому что он очень страдал сам, ведь внутри него происходил конфликт души и разума, победил разум, и за это он впоследствии, через много лет просит прощения. Он не забыл этого случая, когда лишил ребенка его маленькой мечты . За страдания дяди его можно простить, но не всегда можно простить всех взрослых за их непонимание… иногда они отказывают детям нарочно, мстя за какую-то малую провинность.
Но теперь наоборот: для детей она маленькая, а для взрослых огромная, такая огромная, что им кажется, что дети виновны во всех смертных грехах.
Дядю простить можно, потому что он, в отличие от многих взрослых, понял и осознал свою вину и попросил прощения.
Я простила дядю за его поступок и других взрослых тоже. Ведь дядя осознал свою вину, да к тому же мы когда-то будем взрослыми, как он, а он маленьким никогда не будет, поэтому его становится жалко. Когда мы вырастем, мы тоже можем допустить такую ошибку.
У взрослых много своих проблем, и за этими проблемами они могут не замечать детей, да еще из-за разницы в возрасте взрослые могут не понять ребенка. Я считаю, что на это нужно меньше обращать внимания. Мы тоже станем взрослыми и тогда обязательно поймем дядю .
Хочется обратить внимание на то, как по-разному мальчик и девочка относятся к взрослым. В первом ответе явно звучит неизжитая обида, а девочка великодушна и в то же время прагматична. Создается ощущение, что она смотрит на взрослых свысока: что с них взять?
Не льщу себя надеждой, что через много лет эти выросшие дети вспомнят конкретно рассказ «Цифры», общаясь с собственными детьми, но, может быть, останется стремление не сводить сложный мир человеческих отношений только к цифрам.
Понять и простить