Правда и ложь в драме Горького «На дне»
Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция. На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора.
От этого на него как бы поставили клеймо — сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее. Клещ — талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким?
Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом. Плачевна и судьба Анны.
Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее — облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее. Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается?
Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях. Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому. И тут среди ночлежников появляется странник Лука.
Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь. Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии.
Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее.
Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри. Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном.
Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле. Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил!
Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв!» Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне — все равно!
Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия.
Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной. Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе. В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке.
Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик?
Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!..
Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью.
Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую.
Вот настоящая правда его жизни. В пьесе М. Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда — это хорошо, она нужна людям.
Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.
Правда и ложь в драме Горького «На дне»