Прилагательное. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Урок с использованием технологии критического мышления
Цель: усвоить теоретический материал темы; формировать у учеников умения отличать прилагательное от других частей речи; воссоздавать информацию целостно, осознанно, привязывая теорию к практике; воспитывать уважение к устному народному творчеству, украинскому языку, песне.
Оборудование: опорный плакат, учебник, запись песни.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
І. Организация класса.
1. Объявляется девиз.
2. Проверка домашней задачи.
Чему учат нас сказки?
II. АКтуализация опорных знаний.
1. Мотивация обучения.
— Какие ваши ожидания от урока? (Ученики записывают на отдельных бумажках.)
2. Коллективная работа.
Сравнить записанные заранее на доске слова. К каким частям речи они относятся? Докажите, какая разница в значениях слов?
Смелый — смельчак, добрый — добряк, трусливый — трус, хитрый — хитрец.
3. «Мозговой штурм».
Выскажем идеи, которые необходимо осуществлять, чтобы не ошибиться в различении частей речи. Один ученик идет к доске, чтобы записать высказанные идеи. На доске может быть приблизительная запись:
Задать вопросы. Общее значение слова. Член предложения. Грамматические признаки.
4. Обобщение ученических идей. Коллективный вывод правила.
5. Самоподготовка.
Самостоятельное чтение параграфа (чтобы убедиться, что коллективный вывод правильный).
III. Осознание материала.
1. Кодированное письмо:
1 — существительное, 2 — прилагательное, 3 — глагол.
Зеленеть, зеленый, зелень; мужественный, мужать, мужество; мудрость, мудреть, мудрый; работать, работа, трудолюбивый; умный, умничать, умница.
2. Работа в группах. Игра «Кто больше».
Однажды на зимней лужайке собрались Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свое недовольство школьниками, которые дали им постоянные слова, которые означают признак предмета, которых никто не может лишиться.
-Я во всех произведениях «голубое» и «безоблачное»,- вздохнуло Небо.
-А ко мне пристало слово «ровная»,- едва не плачет Дорога.
-Ой, подруга, тебе еще ничего. Тебя хоть иногда «сельской» называют, а я всегда «интересная»,- говорит Сказка.
-А я лишь «звонкая»,- говорит Песня.
-А что здесь сделаешь,- вздохнули все вместе.- Может, дети нам помогут? (Четыре ученика работают возле доски, подбирают синонимы).
Небо — голубое, безоблачное, пасмурное, серое, ясное, голубое, светлое, чистое, звездное. Дорога — ровная, сельская, грунтовая, асфальтированная, размытая, далекая. Сказка — интересная, украинская, литературная, народная, поучительная. Песня — звонкая, стоголосая, сердечная, печальная, веселая, праздничная.
3. Поэтическая минутка.
Ученица (декламирует сказку в стихах Федора Михайлова).
Жил раз царевич в крае далеком, где ни зимы нет, ни жары, где боры темные, поля широкие, а на полях тех рожь высокая…
Учитель (обращает внимание на слова-прилагательные, которые чаще всего повторяются и ставит вопрос). Какая роль прилагательных в языке?
4. Игра «Посуди и догадайся».
На доске проектируется текст, вместо точек ученики должны вставить нужные, по их мнению, прилагательные и закончить сказку В. Сухомлинского.
В… лесу, В… яровую сожгли два Ветра. …Ветер — мальчик с… глазами. А… Витрюга — дед с… бородой.
Потом проектируется авторский вариант сказки. Учитель спрашивает о синтаксической роли прилагательных.
5. Игра «Подбери материал для своей сказки».
Ученики образовывают и записывают словосочетания с приведенными в скобках прилагательными. Объясняют, от чего зависит род, число, падеж этой части речи.
Царство, дубы, государство, король (могущественный).
Иван, слово, девушка, бояре (мудрый).
Яблоко, шляпа, цветок, уста (красный).
6. Творческий проект. Работа в группах.
Ученики создают устный словесный портрет сказочного героя, используя записанные на доске прилагательные.
Группа І. Отрицательный персонаж.
Группа II. Положительный персонаж.
Смешной, добрый, ласковый, чувствительный, ленивый, несмелый, жестокий, злой, кроткий, трудолюбивый, душевный, честный, требовательный, бессердечный. жизнерадостный, веселый, неугомонный, неприятный, грубый.
Какой образ вам понравился больше всего? Почему?
Помог ли вам прилагательное в создании положительных и отрицательных сказочных образов? Какими словами вы охарактеризовали бы себя?
IV. Рефлексия.
1. Составить обобщающий рассказ «Прилагательное как часть речи».
2. Оправдались ли ваши ожидания от урока?
3. Самооценка на уроке.
V. Мотивация оценок. ДОмашняя задача.
Написать произведение-миниатюру «Первые дыхания весны», используя как можно больше прилагательных (уровни III, IV).
Уровень II — к представленным существительным подобрать нужные по смыслу прилагательные.
Прилагательное. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Урок с использованием технологии критического мышления