• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Принципы сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера»

 

Принципы сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера»

Книга Свифта множеством нитей связана с его современностью. Она кишит намеками на злобу дня. В каждой из частей «Путешествий Гулливера», как бы далеко не происходило действие, перед нами прямо или косвенно отражается Англия, по аналогии или по контрасту решаются английские дела. Но сила сатиры Свифта заключается в том, что конкретные факты, персонажи и ситуации обретают общечеловеческий смысл, оказываются действительными для всех времен и народов.

Основной темой «Путешествий Гулливера» является изменчивость внешнего облика мира природы и человека, представленная фантастической и сказочной средой, в которую попадает Гулливер во время своих странствий. Меняющийся облик фантастических стран подчеркивает, в соответствии с замыслом Свифта, неизменность внутренней сути нравов и обычаев, которая выражена одним и тем же кругом осмеиваемых пороков. Вводя сказочные мотивы повествования в их собственной художественной функции, Свифт не ограничивается ею, но расширяет ее значимость за счет пародии, на основе которой строится сатирический гротеск.

Раскрытие важнейших социальных противоречий в романе осуществляется в обобщенном образе государства, пронизывающем все четыре части произведения. Англия и — шире Европа предстает перед нами в нескольких измерениях, в разных планах. Так, крошечные обитатели Лиллипутии, уродливые жители Лапуты и отвратительные еху из страны гуигнгнмов — это фантастически и сатирически преображенные европейцы, воплощение неизлечимых пороков общества. Сопоставление и обыгрывание существ разных размеров дает автору возможность показать человека с необычной точки зрения и раскрыть новые стороны его природы. Если смотреть на человека глазами лилипутов, он покажется огромным, если глазами великанов, он покажется маленьким. Все зависит от точки зрения. Все претендующее на абсолютность сравнивается с ничтожным и малым. Однако, несмотря на малую величину лилипутов, у них есть свои города, нравы, обычаи, государство, император, двор, министры. И, что особенно важно, у них были старинные мудрые установления, которые постепенно вытеснены современными нравами. Свифт прибегает к материализованной метафоре, чтобы показать угодничество и ловкость, которые требуются, чтобы сделать карьеру при дворе лилипутов. Надо с детских лет тренироваться в том, чтобы плясать на канате.

Надо показать свою ловкость и в том, чтобы перепрыгнуть через палку, которую держит император, или подлезть под нее. Утверждение мощи и величия звучит из уст лилипутов комически и наводит на мысль об относительности всякой власти. Борьба двух партий, существующих при дворе — партия высоких и низких каблуков, — служит тому, чтобы отвлечь внимание людей от насущных вопросов жизни. Партийную борьбу дополняет изображение религиозных распрей. Они показаны в виде борьбы тупоконечников и остроконечников. Из-за того, с какого конца разбивать яйцо, фанатики идут на смерть. Свифт выступает здесь против религиозного фанатизма и религиозных предрассудков.

Во второй части романа — путешествие в Бробдингнег — все поворачивается обратной стороной. Жители страны — великаны. Свифт продолжает обыгрывать разницу размеров. Гулливер попадает в положение лилипута. Он сам выглядит как ничтожное существо, зверек, насекомое.

С другой стороны, маленький рост Гулливера и соответственно иной прицел его глаз дают ему возможность видеть то, что не видят большие люди, например, непривлекательные стороны человеческого тела вблизи.

Великаны показаны двояко. Это существа могучих размеров, существа грубо-материальные, не облагороженные духовностью. Их большой рост сочетается с умственной ограниченностью, непритязательностью и грубостью. Но этим не исчерпывается характеристика великанов. Король и королева — большие люди, большие не только физически, но и нравственно и интеллектуально.

Тема Англии вводится здесь иначе, чем в первой части. Центральное место занимают беседы Гулливера с королем. Гулливер выступает как средний англичанин, со всеми его предрассудками и неосознанной жестокостью. Он хочет возвысить свое отечество, изображает политическое устройство как идеальное, выдвигает на первый план все, что, по его мнению, может это государство украсить. В ответ на это, король — человек наделенный природным здравым смыслом заметил, как ничтожно человеческое величие, если такие крохотные насекомые могут стремиться к нему. Свифт высказывал эту мысль, сопоставляя лилипутов с Гулливером и он повторяет ее сопоставляя Гулливера с великанами. Трезвый, здравомыслящий характер короля великанов кажется Свифту очень привлекательным. Свифт положительно оценивает и общественную систему великанов. Политика не возведена у них в степень науки. Король великанов — противник государственных тайн, интриг и изощренности. Он полагает, что человек, который вырастил одно зерно, стоит больше, чем все политики.

Третья часть книги философски трактует вопрос о соотношении науки и жизни. Искусство Свифта состоит в том, что он умеет самые отвлеченные и абстрактные вещи выразить конкретно и наглядно. Остров Лапута парит в небесах. На нем проживают знатные люди, представители аристократии. Люди эти погружены в глубокие размышления. Все подчинено здесь науке, абстрактной и умозрительной. Остров не просто населен учеными. Он — чудо науки, которое оторвано от народа. Наука — достояние высших классов. Сама столица государства и большинство селений помещаются на земле, где живут подданнные. Когда же жители одного города восстали, летающий остров подавил мятеж. Чудо науки применяют против народа. Все это не просто выдумка Свифта. Он выразил в остроумной и наглядной форме реальное противоречие старого общества — отрыв народа от культуры и науки.

Обитатели острова Лапута уходили в отвлеченные сферы и были равнодушны к реальной жизни, где процветало невежество и нищета. На земле же создана Академия прожекторов, которая является обществом полузнаек, пытающихся осчастливить человечество своими наивными открытиями. Они демонстрируют неисчерпаемый запас глупости. Прожекторы хотят все изменить только для того, чтобы менять. Ни один их проект не доведен до конца. Они разрушили старое, но не создали нового. Поэтому страна в запустении и развалинах. Свифт развивает здесь очень глубокую мысль. Он высмеивает людей, одержимых манией все менять, слепой приверженностью к новому и стремлением во чтобы то ни стало разрушать старое, людей, которые останавливаются на полпути и не доводят до конца своих начинаний, которые заняты бессмысленными прожектами, не вытекающими из требований жизни и к тому же абсолютно неосуществимыми. Переделывать надо то, что действительно плохо, то, чего требует жизнь, и переделывать, опираясь на реальные основания и реальные возможности. Среди прожектеров есть люди, стремящиеся усовершенствовать общество и исправить его пороки, например, найти умных министров, прекратить раздор партий.

Свифт говорит об этом с нескрываемой иронией, рассматривает эти попытки, как такие же безнадежные и неосуществимые проекты.



Принципы сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера»

Другие сочинения по теме:

  1. Англия в романе Свифта «Путешествие Гулливера» Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его...
  2. Сочинение по роману «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта Почти на каждой странице «Путешествий Гулливера» намеки на современные автору общественные отношения и события. Многие из них давно уже утратили...
  3. Сатира и ее роль в романе Свифта «Путешествия Гулливера» Произведение Свифта создается не сразу. Сначала появляются первые две части. Между первыми двумя книгами и 2 частью романа прошло достаточно...
  4. Путешествие Гулливера, как социальная и политическая сатира Автор жемчужины английской литературы, книги «Странствования… Гулливера» — богослов и священник Джонатан Свифт. Он родился в 1667 г. в Дублине...
  5. Краткая сюжетная линия романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем...
  6. Ліліпути — жителі Лилипутии з роману «Подорож Гулливера» Ліліпути — жителі Лилипутии з роману «Подорож Гулливера» Ліліпути — люди ростом не більше шести дюймів росту, з якими зустрівся...
  7. Краткое содержание «Путешествий Гулливера» Свифта Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей «Путешествия Гулливера» — произведение, написанное...
  8. Лапута — вигадане місто, розташований на літаючому острові з роману «Подорожі Гулливера» Лапута — вигадане місто, розташований на літаючому острові з роману «Подорожі Гулливера» Лапута — вигадане місто, що Гулливер відвідало у...
  9. Сатирические памфлеты Свифта Свифт беспощаден в своем осуждении католицизма и крайностей пуританства. И если о лютеранстве он пишет более сдержанно, то лишь потому,...
  10. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Сатирическое изображение в повести английской действительности XVIII ст Цель: Раскрыть главную мысль Дж. Свифта — сатирическое изображение Англии XVIII ст.; дать определения понятию «сатира»; совершенствовать умение работать над...
  11. Гарин И. И. Пророки и поэты. Свифт. Два Свифта, или метаморфозы Гарин И. И. Пророки и поэты. Свифт. Два Свифта, или метаморфозы Сцена погружается во мрак прежде, чем упал занавес». И…...
  12. Лилипутия — это Англия сквозь уменьшительное стекло Автор жемчужины английской литературы, книги «Путешествия Гулливера» — богослов и священник Джонатан Свифт. Он родился в 1667 г. в Дублине...
  13. Сопоставление концепции человека в романах «Приключения Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера» Они интересны потому, что и в том и в другом дается некое представление о мире и...
  14. Лилипутия — Англия сквозь уменьшительное стекло Сочинение по роману — сказке Джонатана Свифта «Странствования Гулливера». Свифт прожил длинную и насыщенную событиями жизнь. С почетом и любовью...
  15. Краткое содержание «Сказки бочки» Свифта «Сказка бочки» — один из первых памфлетов, написанных Джонатаном Свифтом, однако, в отличие от создававшейся примерно в тот же период...
  16. Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутией и Блефуском — ее причины и следствия Цель: Совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения, сопоставлять поступки героев, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведении,...
  17. Краткое содержание книги Кантемира «Сатиры» Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай...
  18. Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и...
  19. Джонатан Свифт — один на всю Европу. Сочинение биография Джонатан Свифт осуждал государственное устройство, общественные порядки и нравы современной ему буржуазно-дворянской Англии. Величайший сатирик своего времени, Свифт, как сказал...
  20. ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года —...
« На тему «Героические песни и баллады в мировой литературе»
Базаров в образной системе романа »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения