Программа учеников 7-го класса
Согласно программе ученики 7-го класса должны научиться выполнять такие виды творческих работ:
— произведение — описание внешности человека (за собственными наблюдениями);
— произведение — описание процесса работы (за собственными наблюдениями);
— произведение — повествовательного характера (рассказ) за представленным сюжетом;
— заметка в газету дискуссионного характера. Произведение-Описание внешности человека принадлежит к сложным творческим задачам.
Проведя наблюдение за портретными характеристиками литературных героев, проанализируйте внешность одноклассников за такими признаками: глаза, брови, волосы, нос, губы, уха, шея, руки, походка, рост, одежда, манеры поведения, отношения в коллективе, умственные и физические данные, культура речи. Описание внешности человека может быть выполненный в художественном, научном и деловом стиле. Деловое и научное описание содержит объективную и точную информацию о внешности человека. Слова употребляются только в прямом значении, авторская оценка отсутствующая.
Описывая внешность человека в художественном стиле, необходимо прежде всего указать на характерные детали (черты лица, детали одежды, манеру поведения), что создают определенное впечатление. Использование оценочных слов, художественных средств выразительности (эпитетов, сравнений, метафор) должны вызвать у читателя определенное отношение к описываемому человеку. После такой подготовки можно написать произведение-описание человека любого возраста: малыша, ровесника или взрослого.
Для создания описания можно воспользоваться таким планом:
1. Кто этот человек.
2. Черты внешности.
3. Рост, осанка.
4. Волосы, прическа.
5. Лицо, его черты, выражение.
6. Общее впечатление (положительное или отрицательное).
Такие описания требуют высокой точности и логической последовательности. Избирайте конкретную тему, описывайте знакомую вам дело. Произведение повествовательного характера (рассказ) за представленным сюжетом. Работа над рассказом, начатая в шестом классе, поможет семиклассникам закрепить знание о композиции произведения (завязка, развитие событий, кульминация, развязка). Вместе из тем ученики должны развивать умение владеть словом, с его помощью передавать чувство, эмоции, расположения духа.
Заметка дискуссионного характера в газету является продолжением работы над текстами газетных жанров, начатой в шестом классе. Заметка дискуссионного характера принадлежит к полемическому жанру о положительных или отрицательные факты из жизни школьников.
Работа над заметкой требует:
1) сжато и четко высказать свою точку зрения на определенный поступок или событие, подкрепив свое соображение фактами из жизни;
2) высказывать свою позицию к данному поступку или событию, аргументировать свою точку зрения;
3) показа своего волнения данным явлением или событием с помощью языковых средств;
4) оценки явлений (взволнованную с положительным примером или отрицательную с критическими замечаниями).
Программа учеников 7-го класса