Произведение — это оригинальный связный текст
Цель: совершенствовать умение учеников писать произведения-раздумья на предложенную тематику, которая охватывает знания учеников содержания уже изученных программных произведений художественной литературы (И. Котляревского «Энеиды», «Наталка Полтавка»; Г. Квитки-Основьяненко «Маруся», «Конотопская ведьма»); развивать память, внимание, наблюдательность, умение грамотно излагать в письменной форме собственные мысли, мотивировать свои суждения, приводить убедительные аргументы, строить заключения; воспитывать уважение к художникам слова; прививать трудолюбие, добросовестное отношение к творческой деятельности, интерес к ее следствиям.
Тип урока: применение знаний и умений.
Оборудование: портреты И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, библиотечка-выставка, фотоиллюстрации к произведениям.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Мини-круглый стол. Обсуждение вопросов.
— Какими произведениями художественной литературы вы увлекаетесь? Ответ мотивируйте.
— Что побуждает человека писать и в результате этого получать наслаждение?
— В чем ценность того или иного ученического произведения-раздумья?
— Что необходимо учитывать во время подготовки к письменной работе?
— Почему так важно грамотно излагать собственные мысли, наблюдения, свое видение события, проблемы, поступков героев и т. п.?
— Какое произведение, на ваш взгляд, будет интересным и актуальным?
III. Эмоциональная готовность учеников перед выполнением творческой работы
«Микрофон»: я желаю всем…
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
Жить — значит работать.
Работа есть жизнь человека.
Вольтер
Ребенок научится составлять произведение только в том случае, когда каждое слово — как готовая кирпичина, которой заранее приготовлено место.
В. Сухомлинский.
1. Работа «Творческая мастерская ученика» (рассказ учителя).
Произведение — это оригинальный связный текст, самостоятельно составленный в устной или письменной форме по определенной теме. Он предоставляет широкие возможности для самостоятельного творческого выявления связной речи школьника, но одновременно и возможность обойти пробелы в своих знаниях по орфографии и пунктуации.
Работа над произведением, т. е. выработка навыков самостоятельно, в связной форме, логической последовательности излагать мысли по определенной теме, предусматривает овладение такими умениями:
— раскрывать тему и основную мысль;
— собирать и систематизировать материал, который обеспечивает оптимально возможное качество произведения по смыслу и форме, развивает творческую активность учеников, готовит их к составлению аннотаций, рефератов и т. п. Сбор, отбор и систематизация материала непосредственно связаны с умением наблюдать окружающую действительность, раскрывать содержание картины, работать с книгой и справочной литературой;
— строить произведения в определенной композиционной форме с учетом типов и стилей речи, способов преподавания мыслей;
— правильно, ясно, выразительно высказывать свои мысли;
— совершенствовать написанное: первый (черновой) вариант произведения, как правило, по качеству не наилучший, он не раскрывает потенциальных возможностей ученика; этот вариант ученики редактируют, временами перестраивают композицию, устраняют лишнее, добавляют нужное, исправляют неточности и ошибки.
2. Особенности написания произведения-раздумья.
Написание произведения-раздумья требует умения наблюдать, анализировать, сравнивать, аргументировать, строить соответствующие заключения. И вдобавок произведение-раздумье, как и любое другое произведение, имеет свои правила, законы, внутреннюю логику, лингвостилистическое оформление и такую структуру:
— тезис — основное утверждение, четко сформулированная мысль;
— доказательства, аргументы, которые ее подтверждают;
— вывод, который вытекает из доказательств (обобщение). Все части текста взаимосвязаны.
В основе раздумья лежат причинно-следственные связи.
Основная часть произведения — это непосредственное раскрытие темы. Не следует забывать, что название произведения лейтмотивом проходит через весь текст, логика мышления ученика должна развиваться от конкретной детали к обобщению или наоборот — от общего к конкретному.
Вступление и выводы могут быть меньшими по объему, но не следует сокращать основную часть, так как тогда раскрытие темы произведения не будет достаточным.
3. Перечень тем, предложенных для написания контрольного произведения-раздумья:
— «Энеида» И. Котляревского — воспроизведение сердечного тепла, тонкого юмора и живых красок своей родины».
— «Наталка — идеал для современной девушки?» (по произведению И. Котляревского «Наталка Полтавка»).
— «Маруся» Г. Квитки-Основьяненко — это Малороссия с ее поэтической природой, с ее поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями».
— «Самое прямое, самое благородное мое стремление — показать, от чего у нас зло» (по произведению Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма»).
— «Жизнь без любви — не жизнь, а существование» (по произведениям поэтов-романтиков).
4. Написание учениками произведения.
Образец творческой работы по теме «Наталка — идеал для современной девушки?»
(по произведению И. Котляревского «Наталка Полтавка»).
Золото — не девка! И. Котляревский.
Какой должна быть современная девушка? Привлекательной, трудолюбивой, воспитанной, умной, искренней душой — идеальной.
Героиня произведения И. Котляревского «Наталка Полтавка» является олицетворением наилучших черт девушек, стала идеалом национального характера, в котором гармонично соединились внешняя красота и богатый духовный мир.
Перед нами — простая украинская девушка — труженица, которая жила в начале ХIХ ст. Наталка — добрая, вежливая и честная девушка. «Золото — не девка! — говорят о ней.- Кроме того что красивая, здравомыслящая, проворная и во всяком деле остроумная, у нее доброе сердце, она уважает мать свою… трудящаяся, себя и мать на свете содержит».
Чем это не идеал для современной девушки?
Для нее, как для настоящей девушки-украинки, наибольшее богатство — честное имя. Когда Тетерваковский ухаживал за ней, она с достоинством отвечала: «Знайся конь с конем, а вол с волом». Хотя возный и господин, но она не хочет иметь богатства без любви, для нее счастье — жизнь с любимым. «Бедность и богатство — есть то Божья воля, с милым их делить — есть счастливая судьба»,- высказывается героиня.
Нежная и искренне стыдливая, она уверена в себе, это помогает ей не прийти в упадок духом при нищей жизни. Я восхищаюсь необыкновенной решительностью и стойкостью героини в борьбе за свое счастье, когда судьба сводит ее с любимым Петром. Наталку не пугает человеческое осуждение, она остается с человеком, которого любит превыше всего.
Героиня еще не одно поколение читателей будет учить добропорядочности и незыблемой преданности высочайшим чувствам. Она представляет собой заверение извечного женского идеала моих соотечественников, который основывался на святынях народной морали.
Прошли десятилетия, изменялось общественное устройство жизни, добавлялись новые черты к социальному лицу женщины, тем не менее, в этот идеал оставался без перемен. Нам близкий и дорогой образ женщины, богатой духовно, честной, трудолюбивой и сердечной. С течением времени такие идеалы не стареют, так как они — общечеловеческие и вечные, актуальные для любой эпохи.
Именно таким должен быть любящий ребенок, преисполненный глубокого уважения к родителям. Именно такой должна быть женщина: порядочной, трудолюбивой, умной. Именно такой должна быть невеста: искренне любящей, верной, готовой с достоинством отстоять свою любовь. Все эти моральные качества воплотил в своей героине И. Котляревский, подав их в совокупности с чертами волшебной внешней красоты Наталки — еще одной характеристикой народного идеала для современных украинских девушек.
VI. Итог урока.
VII. Домашняя задача.
Подготовиться к уроку литературы родного края — обработать идейно-художественное содержание произведения Б. Гринченко «Солнечный луч», составить вопросв к произведению.
Произведение — это оригинальный связный текст