Публицистический жанр «физиологический очерк»
Отцом классического реализма считают «физиологический очерк». Этот публицистический жанр был распространен в разных странах в конце XVIII — в начале XIX ст. В Англии Стол и Аддисон издавали журнал «Говорун», который распространялся в разных странах. Например, в начале XIX ст. его получали почти все известные русские писатели и поэты. «Говорун» был популярным в среде просвещенных людей во Франции, Германии, доходил он и до скандинавских стран. Стол и Аддисон брали какое-нибудь событие из реальной жизни (чаще всего это было какое-нибудь криминальное преступление) и интерпретировали его в моральном духе. В французской печати были очень популярными похожие очерки Бретона.
Именно во Франции «физиологический очерк» получил свое название. Другим источником развития классического реализма стал социальный роман, который вызрел в недрах романтического искусства (творчество Гюго, Жорж Санд) и вобрал в себя многие достижения В. Скотта.
Т. е. схему возникновения классического реализма условно можно определить так: романтический историзм Скотта синтезировался с достижениями «физиологического очерка» в единый принцип изображения, который показал судьбу человека на фоне истории, вскрыл тайные связи между внутренним духовным миром отдельного человека и окружающей средой. Условно классический реализм можно определить, как наследника реализма просветительского, но наследника, обогащенного достижениями художественно-психологическими, которые начали вызревать еще в недрах реализма ренессансного и получили особенно глубокое развитие в литературе романтизма. Но если романтиков интересовали преимущественно аномальные психические явления, то реалисты раскрыли психологию обычного, типичного человека.
Публицистический жанр «физиологический очерк»