«Путевые записки» в «Путешествии в Арзрум»
На «Путешествии в Арзрум» лежит печать времени его написания. Это «путевые записки», то есть деловая проза, документ, свидетельство об увиденном в далеком, мало знакомом крае России — Кавказе, точное описание жизни, быта, обычаев грузин и армян, рассказ о военных действиях русской армии. Но этот деловой документ есть в то же время художественная проза. Сочетание документальности и художественности отличает пушкинский художественный метод второй половины 1830-х годов.
В «Путешествии в Арзрум» подлинность описания засвидетельствована жанром (путевые записки) и тем, что их автор — Пушкин — совершил данное путешествие, Художественность же достигается отбором фактов, наблюдений и событий, нужных автору, их интерпретацией, выражением авторской позиции по отношению к описываемому, созданием образов — событий, природы Кавказа и прежде всего встречаемых на пути людей.
Отсюда характерный для пушкинской прозы последних лет парадоксальный эстетический эффект: все описанное — факт, реальность, подлинная жизнь, результат точного наблюдения, итог увиденного путешественником своими глазами. В то же время это искусство, образное постижение жизни. Эмпирический факт может оказаться случайностью, художественность гарантирует объективность, типичность, закономерность происходящего. Художественность, опирающаяся на реальные факты, а не на, выдумки и домыслы романтического воображения, позволяет утвердить истинную подлинность жизни, событий.
Важнейшим моментом художественного начала «Путешествия в Арзрум» является реализация главного пушкинского условия: проза «требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». «Путешествие в Арзрум» — это пиршество идей, здесь пафосом является поэзия мысли. Пушкин напоминает о сложных проблемах освоения завоеванных земель народов Кавказа, высказывает свои мысли и пожелания о путях распространения просвещения, констатирует трагизм взаимоотношений завоевателей и завоеванных, пишет о развивающихся связях России и Грузии, осуждает введенную Ермоловым систему аманатов — своеобразную систему заложников (детей черкесов отбирали у родителей и держали пленниками в крепости). Пушкин вовлекает в свои размышления читателей, заставляет их думать о будущем России, доверительно делится с ними своими наблюдениями, сомнениями.
Но любимой мыслью Пушкина в «Путешествии в Арзрум» была мысль о судьбе декабристов. Мысль эта была уже оценена давно. Об изображении декабристов в «Путешествии» писал Айвазян: «Безусловно, о делах разжалованных декабристов, об их роли в войне Пушкин знал, еще находясь в Петербурге, из писем брата, Раевского, друзей, из рассказов лиц, побывавших на фронте, а на театре военных действий Пушкин воочию увидел, кому была обязана Россия славой побед в эту войну. Восстанавливая истину, Пушкин вновь выразил свою преданность освободительным идеям. «Путешествие в Арзрум» имеет важное значение для изучения идейной биографии Пушкина»
Через несколько лет об этом писал В. Шадури. «Путешествие в Арзрум» — «единственное печатное произведение этого периода, в котором поэту удалось так или иначе высказаться о декабристах». Несмотря на запрещение упоминать в печати декабристов, «Пушкину все-таки удалось ввести в свое «Путешествие» тему героизма декабристов, рассказать о них в замаскированной, но для сведущих людей в довольно прозрачной форме. В последних главах «Путешествия», посвященных описанию военных событий, почти на каждой странице встречаем декабристов, игравших решающую роль в кампании 1829 года».
В книге Шадури не только отмечены все встречи Пушкина с декабристами, они и прокомментированы с привлечением других материалов, например, воспоминаний декабристов о свидании с Пушкиным на Кавказе. Фактическая сторона декабристской темы в «Путешествии» выяснена довольно подробно и полно.
Декабристская тема «Путешествия», пожалуй, поможет понять, почему была прервана работа над ним в 1830 году и, главное, почему к ней вернулся Пушкин именно в 1835 году. Я уже говорил, что к 1835 году исчезла острота момента, теперь от Пушкина уже не требовалось немедленно го отклика на события. Прошедшие шесть лет создавали возможность спокойно рассказывать и спокойно реагировать на давние события, актуальность которых для Пушкина не только не прошла, но. как увидим, еще более возросла.
Неожиданно отличный повод к публикации давало сочинение В. Фонтанье. Им нельзя было не воспользоваться. Отвечая врагу русской политики на Востоке, агенту французского правительства, Пушкин получал возможность защищать себя. Уличая В. Фонтанье во лжи, он в качестве доказательства своей правоты приводил текст «Путешествия в Арзрум». В «Путешествии» говорилось об успехах русской армии, ее солдат и офицеров под командованием Паскевича.
Ответ В. Фонтанье был и ответом русским критикам. Пушкин тонко и умно подменял одну тему другой. Булгарин упрекал, что поэт не воспел политику Николая I, а Пушкин, отвергая обвинение француза, утверждал, что он не писал сатиры!
Написание «Путешествия в Арзрум» именно в 1835 году объясняется любимой — декабристской — мыслью в нем. В следующем году исполнялось десять лет со дня осуждения декабристов. Пушкин принял решение публично выступить в защиту осужденных. При этом если в 1826 году в «Стансах» он обращался к царю с просьбой помиловать тех, кого тот осудил, то теперь речь шла о другом, не о милости.
За прошедшие годы изменились убеждения Пушкина, по-новому встал и вопрос о положении и правах декабристов. Те, кто был разжалован и сослан на Кавказ в действующую армию, своими ратными подвигами, своею кровью не только искупили так называемую «вину», но делами, нужными отечеству, показали, каковы истинные сыны отечества, патриоты.
Пушкин — свидетель победных боев, Пушкин — поэт, показав в «Путешествии в Арзрум» декабристов в деле, утверждал перед лицом общества, перед самодержцем мысль о необходимости прекратить преследование патриотов, о необходимости и обязанности отечества воздать им должное, вернуть им имя и честь.
Запрет упоминать о декабристах вынуждал Пушкина действовать осторожно. Главная задача состояла в том, чтобы предать гласности свое «Путешествие в Арзрум». Оттого многие имена декабристов названы не полностью, а помечены первой буквой фамилии (В.- Вольховский, М. П.- Михаил Пущий, С.- Семичев и т. д.). Раевский в одних случаях писался полностью, в других только буквой Р. Фамилия убитого героя Бурцева писалась полностью. Теми же причинами объясняется создание образа Паскевича — командующего армией, где отличились герои декабристы.
Замысел «Путешествия в Арзрум» и его цель во многом определялись той концепцией милости, которую создал з 1835 году Пушкин, изучая историю Петра I. Эта концепция была положена в основание тогда же написанного стихотворения «Пир Петра Первого».
«Путевые записки» в «Путешествии в Арзрум»