Работа над характеристиками главных героев — Чука и Гека
Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором.
(Дети пересказывают такие случаи.)
Учитель. Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Докажите словами из текста.
Дети. — Мне понравился Чук. Он увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы.
А мне понравился больше Гек; он умел петь песни и был честным: не хотел врать маме, а Чук мне здесь не понравился, так как он предложил скрыть от мамы правду о случае с телеграммой.
А мне нравятся оба героя: они веселые маленькие шалунишки.
— Мне не нравится Чук тем, что он грубо обошелся с младшим братом: со злостью разломал и швырнул его пику.
Учитель. А как надо?
Ученик. Надо было объяснить младшему брату, как себя вести, ведь Чук был старше и должен нести ответственность за Гека, а не провоцировать его на драку.
Учитель. А теперь прочитайте слова, которые можно соотнести с иллюстрацией в учебнике. Какой момент рассказа она отражает? Отражает ли эта иллюстрация главные черты характера мальчиков, которые послужили причиной дальнейших приключений и происшествий? Какие это черты?
(Ребята отвечают.)
Учитель. Это ваши мнения, а теперь найдите, как у автора: кто был виноват в том, что телеграмма пропала?
(Ребята перечитывают отрывок из текста на страницах 141142, останавливаясь на репликах автора:
«…от злости у него затряслись руки»;
«…проклятый Гек… яростно тыкал пикой в желтую картонку…»;
«…которые он не истратил, как Гек, на разные глупости…»;
«…Чук вырвал у Гека пику, переломал ее о колено и швырнул на пол»;
«…как ястреб налетел Гек на Чука…»;
«…громко завопил оскорбленный Чук…»
Учитель. А можно ли было избежать ссоры? Как, по вашему мнению, должны были поступить воспитанные мальчики?
(Ребята высказывают свои мнения.)
Учитель. А теперь давайте попробуем составить характеристики этих героев и запишем в таблицу, которая дана в учебнике.
(Ребята выполняют работу в тетради. Можно предложить выполнять это задание по вариантам: одна группа составляет характеристику на Чука, а вторая — на Гека.
Затем проводится обсуждение характеристик, сравнение поведения и поступков героев, их характеров.
Чук
Возраст | Черты характера | В чем проявились? (ссылка на текст) |
Лет 56 (на год старше Гека). | Запасливый. | Деньги не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5я строка снизу). |
Увлечение коллекционированием. | …он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»… (с. 141, 1й абзац). | |
Несдержанный. | «…от злости у него затряслись руки» (с. 141, 2й абзац снизу). | |
Хитрый. | Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с. 143, 2й абзац сверху). | |
Грубый. | Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол (с. 141, 2я строка снизу). | |
Конфликтный и бестактный. | Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку. |
Гек
Возраст | Черты характера | В чем проявились? (ссылка на текст) |
Лет 45 (на год моложе Чука). | Незапасливый. | Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука) (с. 141, 4я строка снизу). |
Не увлекался коллекционированием. | «У Гека такой коробочки не было…» (с. 141, 2й абзац сверху). |
Имел способности к пению. | «Зато он умел петь песни» (с. 141, 2й абзац сверху). |
Разиня. | «Да и вообще Гек был разиня…» (с. 141, 8я строка сверху). |
Не терпел обид и оскорблений. | Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление (с. 142, 1й абзац сверху). |
Был честным. | На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя (с. 143, 11я строка сверху) |
Исходя из данных характеристик, учащиеся обобщают работу, называют общие и различные черты характера братьев.
Домашнее задание. Прочитать текст еще раз и поделить его на части.
Работа над характеристиками главных героев — Чука и Гека