• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Разговор Пилата с Афранием

 

Разговор Пилата с Афранием

Смысл этой, очень важной в концепции всего произведения, главы заявлен уже в самом названии, но завуалирован. И, как «тьма, пришедшая со Средиземного моря» укрывает от любопытных глаз разговор прокуратора с начальником тайной службы Афранием, так и значение данной главы ускользает от глаз невнимательного читателя. Во время ужасной грозы под колоннами Иродова дворца находится лишь один человек — Понтий Пилат. И если бы не рев воды и удары грома, можно было бы расслышать, «что прокуратор что-то бормочет, разговаривает сам с собой… что он кого-то ждет, нетерпеливо ждет».

И когда, наконец, раздаются долгожданные шаги, его лицо оживляется. «Это был тот самый человек, что перед приговором шептался с прокуратором в затемненной комнате дворца», явившийся с докладом начальник тайной службы Афраний. За добродушным тоном полуофициальной беседы передается очень важная информация — поручение, истинный смысл которого проявится только в последующей главе. Небрежно расспрашивая о казни, прокуратор колеблется, словно взвешивает все «за» и «против», страшится и тщательно проверяет готовность Афрания следовать за ним, участвовать в некоем заговоре. Самое главное, что волнует в данный момент прокуратора, это то, как умирал Иешуа Га-Ноцри: «А скажите, напиток им давали перед повешением на столбы? — Да.

Но он, — тут гость закрыл глаза, — отказался его выпить». Этот момент показывает, насколько понимают друг друга прокуратор и Афраний — каждый знает, о ком идет речь. Однако в этой тонкой игре трусовато-осторожный Понтий Пилат ничем не выдает себя. А гость очень неплохо подыгрывает, хотя еще не до конца понимая, для чего все это нужно. Да, прокуратор ни словом, ни жестом не выдает своих чувств.

Однако, «невольные гримасы», «внезапно треснувший голос», «дергающаяся жилка под левым глазом» не могут ускользнуть от знаменитого «особенного взгляда» ночного гостя. Читателю позволяют только догадываться о душевном смятении и внутренней борьбе жестокого прокуратора. Автор не дает внутренних монологов героя, скрывая от нас настоящие мысли Пилата.

И вот переломный решающий момент разговора, поистине сакраментальная фраза: «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость». Мы понимаем, что Иешуа имел в виду именно прокуратора. Но почему же из множества человеческих пороков Иешуа признает ужаснейшим именно трусость?

Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его поступками. Возможно, он сделал вывод, что трусость есть основа, первоисточник подлости человеческой, предательства по отношению не только к другим, но и, прежде всего, к себе. А подлость приводит ко всем семи смертным грехам. Теперь прокуратор понял Иешуа, но у него осталось и еще одно незаконченное дело — месть.

Себе за смерть Га-Ноцри он уже отомстил, но Иуда… Предатель пока не знает, что карающий меч уже занесен над его головой. Но прокуратор еще испытывает своего гостя на верность: «Дело заключается в следующем: хотя мы и не можем обнаружить — в данное время, по крайней мере, — каких-либо его поклонников или последователей, тем не менее, ручаться, что совсем нет, нельзя». Но Афраний «внимательно слушал, наклонив голову».

И прокуратор продолжает: «…я хотел бы просить вас, если вам предложат перевод отсюда с повышением, отказаться от него и остаться здесь». Прокуратор намекает на то, что у Афрания есть еще одно очень важное дело, что доверие к нему безгранично. Пилат предлагает выбор, согласиться на месть Иуде, на это подсудное дело, или «умыть руки». Афраний соглашается помочь прокуратору: «Я счастлив служить под вашим началом, игемон!».

Убедившись в готовности Афрания, прокуратор переходит к основному вопросу об Иуде из Кириафа: «Тут прокуратор умолк, оглянулся, нет ли кого на балконе, и потом сказал тихо»: «Так вот в чем дело — я получил сегодня сведения о том, что его зарежут этой ночью…» Кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!» Афраний понимает, чего хочет прокуратор, — заговор заключен. Столь тонко проведенная политическая интрига свидетельствует о том, что оба искуссны в этих делах. Понтий Пилат, игемон, «жестокий прокуратор», «недрогнувшей рукой прославленного воина» отправлявший на верную смерть и виселицу сотни, тысячи безвинных людей, трусливый прокуратор, не отважившийся поставить под удар свою блестящую карьеру и помиловать бродячего философа, решил отомстить за того, кого не сумел спасти: «Я жду доклада о погребении, а также по этому делу Иуды из Кириафа сегодня же ночью, слышите, Афраний, сегодня».

И самое интересное, что Булгаков не вкладывал никакой насмешки в название главы. Прокуратор действительно спасет Иуду — от участи худшей, чем смерть.



Разговор Пилата с Афранием

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по...
  2. Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои...
  3. Какие темы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны с образом Понтия Пилата? Без сомнения, М. А. Булгаков является одним из тех писателей-философов, которые прекрасно чувствуют внутренний мир человека и без особых трудностей...
  4. Анализ эпизода допроса Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по форме представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы...
  5. Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Честь, совесть и пошлость… Ложь, предательство и чистая невинность… Именно эти понятия занимают все мысли, именно над этим задумываешься, ко...
  6. Многогранность человеческой натуры (Пилат и Иешуа) Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, который принес Булгакову мировую славу. Судьба...
  7. Разговор о традициях Гоголя в творчестве М. Булгакова Романтическое видение мира в «украинских» повестях Гоголя, причудливое переплетение быта и фантастики, несомненно, входят в сложный комплекс литературно-житейской основы не...
  8. Понтий Пилат и Иешуа на лунной дороге Считается, что по снам можно предсказывать будущее, что снится, то сбудется. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Многие психологи считают,...
  9. Допрос во дворце Ирода Великого по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — это, как известно, роман в романе. Булгаков рассказывает на только про Москву 30-х годов, но и...
  10. Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П. А. Флоренский «Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман...
  11. Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический и символический . Из...
  12. Путь к истине О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то не нужном на суде… Мой ум не служит мне больше… М. Булгаков....
  13. «Собачье сердце» М. Булгакова — повесть-предупреждение Повесть «Собачье сердце», как мне кажется, отличается оригинальностью решения идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и...
  14. Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита»;. Пришло время подвести итоги Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита». Пришло время подвести итоги Я даю вам 4 темы, которые разбиты на вопросы....
  15. Шлях до істини (по творчості М. А. Булгакова) Майстер і Маргарита Булгаков М. А Шлях до істини (по творчості М. А. Булгакова) ПРО, боги мої! Я запитую його Про щось не потрібному на суді…...
  16. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  17. Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Главы, описывающие события в Москве, наполнены допущениями, ироничной двузначностью, туманными намеками, которые часто отвлекают внимание от «реальности» происходящего. В отличие...
  18. Взрослый разговор Ксюшенька, солнышко мое, подожди… Сядь, пожалуйста, вот сюда и послушай меня. Ты не думай, что я собрался читать тебе нотацию....
  19. Разговор Ларисы с Карандышевым «Бесприданница» является лучшей и самой известной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского. Эта психологическая драма рисует судьбу красивой, но...
  20. Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные...
« «Было дело в Грибоедове…»
Тема разрушения дома »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения