Разработка классного часа на тему: «ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Подготовила
Классный руководитель 7 класса
Сиренко Оксана Дмитриевна
Тема: ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Цель урока : Рассказать о пагубном влиянии на человека увлечения компьютером и компьютерными играми, ознакомить ребят с правилами безопасной для здоровья работы за компьютером.
Задачи:
1. Обучающие: Объяснить, в чем заключалась первоначальная цель создания компьютерных игр-симуляторов и современное значение их использования, и рассказать о ценности каждой минуты нашей жизни.
2. Воспитательные: побудить учащихся задуматься над целью своей жизни, воспитывать в них чувство ответственности за каждое свой шаг, дело, слово.
3. Развивающие: Развивать у учеников целеустремленность, настойчивость, сила воли и др.; развивать речь в ходе диалога и дискуссии.
Оборудование : камешки белого и черного цвета, рычажные весы, памятки, набор упражнений.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Человечество прошло долгий тернистый и противоречивый путь от первобытной эпохи до наших дней высоких технологий. Каждое новое открытие человека вызывало множество споров и противоречий. Вот и сегодня мы будем говорить о влиянии компьютера на жизнь человека, в частности ребенка и подростка.
Наша задача выяснить существует ли проблема зависимости человека от компьютера, компьютерных игр, Интернет-зависимость.
Я вам предлагаю проголосовать.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на Порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.
Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.
С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами» .
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере.
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.
В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них — люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.
Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.
3.Упражнение многогранник.
Первый этап
Иногда нам кажется, что некоторые проблемы, существующие в стране, в мире, нас лично не касаются. Давайте попробуем рассмотреть влияние компьютерной зависимости на человека. Первая группа будет рассматривать, как эта проблема может затронуть судьбу отдельного человека , вторая группа — как она влияет на жизнь их семей, третья — как отражается на жизни школы, четвертая — на жизнь города, пятая — какое влияние оказывает на события в стране .
Ребятам дается пять минут на обсуждение, после чего кратко в тезисах каждая группа высказывает свое мнение.
Дети работают в группах первая группа — я, вторая группа — семья, третья группа — школа, четвертая группа — город, пятая группа — страна.
Учитель:
Молодые люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, испытывающие трудности в общении, погруженные в мир собственных переживаний , ощущающие недостаток внимания и поддержки родных и близких более подвержены зависимости от компьютерных игр и Интернета. В игре ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный… «Выныривая» из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде, и желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Молодой человек настолько вживается в реалистичную компьютерную игру, что ему «там» становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей.
Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.
Второй этап.
На этом этапе каждой группе предлагается выяснить причины погружения человека в виртуальный мир.
Что привлекает в игре: — наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; — отсутствие ответственности; — реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; — возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток; — возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости к чему они могут привести. Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие: 1. поглощенность, озабоченность игрой ; 2. ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры; 3. нежелание отвлечься от игры с компьютером; 4. переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру; 5. использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний; 6. попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию; 7. ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру; 8. забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями; 9. одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру. 10. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь… Давайте попробуем найти пути решения этой проблемы
Третий этап.
На следующем этапе педагог предлагает каждой группе от имени отдельного человека, семьи, класса и др. внести предложение по решению данной проблемы и варианты конкретных шагов.
Группы объединяют свои ответы:
Первое, что должно произойти — принятие и осознание игроком, того факта, что жизнь, которую он ведет неестественна и абсурдна. Что он много себя лишает и многое теряет в жизни.
Проверенным способом не дать человеку оказаться в зависимости от компьютерных игр — это привлечь его в реальную жизнь, чтобы он реализовал себя в ней. Существует масса интересных развлечений помимо компьютера , которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная же реальность — это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — не есть жизнь, это лишь ее вторичная часть, параллельный, но не основной процесс.
Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире.
Четвертый этап.
Учащимся предлагается изготовить макет флайера на тему компьютерной зависимости, причины и пути выхода из зависимости.
Что нужно знать перед тем как начать пользоваться компьютереом.
Памятка.
Главное — чувство меры! Ведь недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером.
Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей — время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям — большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов.
Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной , особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребенка специальной гимнастике для глаз. Если вы все же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Советы по этому вопросу, а также комплекс упражнений Вы можете найти в буклете «Как остаться здоровым младшему школьнику при работе за компьютером».
Высота мебели
Основные правила при работе за компьютером.
1. Работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом.
2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.
3. Каждые 15 минут делать гимнастику для глаз.
4. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника.
5. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.
6. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.
4. Практическое занятия.
Гимнастика для глаз
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Гимнастика для кистей рук
1. Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы. Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.
1. Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.
2. Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.
3. При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.
4. Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз. Все движения повторяются 5-6 раз.
Комплексы упражнений для позвоночника
Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами:
— первое — не прилагайте резких усилий к потерявшим гибкость участкам позвоночника;
— второе — выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями; если почувствуете боль или утомление, прекратите на время занятия, не переутомляйтесь;
— третье — не стремитесь выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения.
Упражнение 1. Растяжение шеи и верхней части спины.
— Встаньте, примите правильную осанку , поставьте ноги на ширину ступни, расслабьте мускулы.
— Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение, оказывая сопротивление руками. Делайте это в течение 6 с, считая про себя: «Одна тысяча один, одна тысяча два,…, одна тысяча шесть».
— Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Вытягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.
Упражнение 2. Укрепление и растяжение спины. Это упражнение очень эффективно, когда вы чувствуете усталость в спине.
— Встаньте прямо, ноги на ширине ступни, поднимитесь на носки и вытяните вверх руки, затем расслабьтесь.
— Нагнитесь, положите ладони на ноги позади колен, втяните живот и попытайтесь напрячь спину, сопротивляясь руками этому напряжению. Держите это положение в течение 6 с, считая: «Одна тысяча один,…, одна тысяча шесть», затем расслабьтесь,… напрягитесь, … расслабьтесь.
Упражнение 3. Вращение головой для укрепления верхней части спины.
Упражнение способствует снятию напряжения шейной мускулатуры и растяжению шейных позвонков.
— Встаньте прямо, не напрягаясь.
— Опустите подбородок на грудь и поворачивайте голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок — спины, другое ухо — второго плеча, подбородок — груди. Делайте это медленно, растягивая шейные мускулы и позвонки.
— Вращайте голову 20 раз в одну сторону и столько же раз в другую.
Упражнение 4. Укрепление всего позвоночника.
— Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены и совершенно расслаблены.
— Поворачивайтесь всем телом то в одну, то в другую сторону, стараясь заглянуть через плечо как можно дальше, руки вялые и двигаются вслед за телом совершенно свободно.
Упражнение 5. Укрепление верхней части позвоночника.
— Встаньте прямо, ноги вместе или слегка расставлены.
— Поднимите плечи как можно выше и плавно отводите их назад, а затем вперед как можно дальше. Повторите это упражнение 15 раз.
— После небольшой паузы сделайте эти же движения 15 раз в обратном направлении.
Увеличивая ежедневно количество движений, доведите их число до 30 в каждую сторону.
5. Итог:
Именно компенсаторная функция Интернета завораживает: ведь в этом мире чудес можно получить то, чего никогда не получишь в жизни, и стать тем, кем никогда не станешь в реальности.
Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме интернет-зависимости у детей.
Но нельзя сказать, что Интернет — это зло, нет. Интернет, несомненно важное изобретение человечества, которое помогло обществу шагнуть далеко вперед.
Весь мир крутится вокруг Интернета.
В конце урока ребятам предлагают проголосовать камешками и сравнить результат с голосованием в начале урока.
Разработка классного часа на тему: «ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»