Разработка урока — конференции: «Заболевания органов зрения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16
Разработка урока — конференции: «Заболевания органов зрения»
Подготовила: Учитель биологии Субботина Е. В.
Г. Новый Уренгой 2015 год
Эпиграф:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все восприять и снова
Воплотить.
М. Волошин.
План урока.
Мобилизующее начало
Подготовка;
Объявление темы урока.
Постановка проблемы урока
Зачем человеку необходимо беречь зрение?
Объявление цели урока:
Познакомить учащихся с основными заболеваниями органов зрения человека и мерами их профилактики;
Показать вредное влияние курения на орган зрения человека;
Развивать умение работать с дополнительными источниками информации; умение анализировать информацию, использовать межпредметные и внутрипредметные связи;
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение конференции.
Методы: частично — поисковый проблемный Форма: урок — конференция
Оборудование: таблица: «Строение органа зрения»; таблица: «Заболевание органов зрения»; таблица: «Заболевание органов зрения в момент миом», выставка рефератов, таблички: «Врач — окулист», «Статистик», корреспондент журнала «Здоровье», «Литератор», видеокассета. Организация деятельности учащихся: внимательно слушают сообщение «специалистов» и обобщают изученное, обсуждают и решают проблему урока, делают выводы, выполняют тестовое задание.
Ход урока.
Учитель биологии.
Античный ученый — философ Геракмет Эфестский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши». Действительно 90% всей информации люди получают через глаза. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением.
Благодаря зрению человек различает окружающие нас предметы, движения живых и не живых тел, графические и цветовые сигналы.
Однако более 25% жителей ЯНАО страдают нарушениями и болезнями зрения. С наиболее распространенными и чаще встречающимися заболеваниями органа зрения мы на нашем уроке познакомимся.
Ребята, какие вы знаете нарушения зрения?
Учитель биологии.
Верно ребята. Давайте обратимся к Нашему врачу-Офтальмологу.
Врач — офтальмолог.
На первом месте по заболеваниям органа зрения — близорукость и дальнозоркость.
Близорукие и дальнозоркие нечетко видят предметы. У близоруких расплывается изображение удаленных предметов, у дальнозорких — близко расположенных. Причиной врожденной близорукости может быть удлиненная форма глазного яблока. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, обычно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Расстояние наилучшего зрения более 25 сантиметров.
Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Корреспондент журнала «Здоровье».
— Какова же причина дальнозоркости?
Врач — офтальмолог.
Причиной дальнозоркости является уменьшение способности хрусталика изменять кривизну, что наблюдается чаще всего у пожилых людей. При дальнозоркости люди и в близи, и в дали. Дальнозоркостью страдают большинство новорожденных, однако, по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает.
Близорукость и дальнозоркость исправляют ношением линз.
Учитель биологии.
Ребята, внимательно подумайте, и выскажите свою точку зрения на вопрос: Вредно ли ношение контактных линз?
.
Давайте внимательно выслушаем сообщение по контактным линзам.
Докладчик.
Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж. Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении.
Применяются контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза.
Учитель биологии.
Ребята, как вы думаете; по — вашему мнению, какое заболевание наиболее сложное?
.
Учитель биологии.
Как говорил Максим Горький «Ничто не может быть страшнее, как отсутствие зрения или его потеря, — эта не выразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Ребята, вы слышали о произведении В. Короленко «Слепой музыкант»? Давайте послушаем нашего литератора.
Литератор.
Верно, об этом повесть русского писателя В. Короленко «Слепой музыкант». В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести рассматриваются два аспекта: биологический и социальный .
Статистик.
На зеленом шаре насчитывается более 40 миллионов человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах.
Корреспондент журнала «Здоровье».
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.
Учитель биологии.
Ребята, можно ли было Петра вылечить, как вы думаете? .
Повесть была написана в 1886году, тогда врожденную слепоту лечить не умели.
Врач — офтальмолог.
Известно не мало случаев рождения слепых детей. Причиной является чаще всего нарушение прозрачности одной из оболочек глаза — роговицы, так называемое бельмо. Когда — то судьба таких детей была трагичной.
Учитель биологии.
Давайте, разберем еще одно серьезное заболевание как глаукома.
Врач — офтальмолог.
Основным признаком заболевания является повышение внутриглазного давления. Выделяют первичную и вторичную глаукому — первичная глаукома связана с нарушением процесса регуляции внутриглазного давления и оттока внутриглазной жидкости. Вторичная глаукома — развивается как осложнение ряда заболеваний.
Учитель биологии.
Природа снабдила сетчатку каждого человеческого глаза 132 миллиона клеток, из них более 7 миллионов палочек отвечают за восприятие цвета и около 125 миллионов палочек улавливают яркость света. Существует семь видов палочек, каждая из которых настроена на свой цвет. А всего человек различает до 10 миллионов различных цветов и оттенков.
Ребята давайте послушаем, что нам скажет врач.
Врач — офтальмолог
Новорожденные яснее всего видят желтые и зеленые предметы.
Корреспондент журнала «Здоровье».
Как известно курение отрицательно сказывается на организме человека. Как же курение влияет на орган зрения?
Учитель биологии.
Давайте послушаем сообщение.
.
Учитель биологии.
Если колбочки какого — либо вида оказывается с дефектом, возникает заболевание Дальтонизм. Что ребята вы знаете об этом заболевании? .
Корреспондент журнала «Здоровье».
Дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5 % женщин. Одни не воспринимают красный цвет, другие зеленый, третьи фиолетовый. Редко встречаются люди, для которых мир окрашен во все оттенки серого.
Учитель биологии.
У каждого человека радужка неповторима — двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Цвет радужки, а это и есть цвет глаз, зависит от количества пигмента меланина. А какое заболевание вы знаете, характеризующееся тем, что в результате наследственной особенности меланина ни в коже, ни в волосе, ни в радужке — нет.
.
Врач — офтальмолог.
Радужка красная из-за просвечивающихся кровеносных сосудов. Они очень чувствительны к яркому свету.
Учитель биологии.
Цвет глаз передается по наследству, и на протяжении жизни меняется, у новорожденных цвет глаз светлый, серо — голубой, а с возрастом приобретает заданный генами цвет. .
Ребята, как вы думаете — влияет ли цвет глаз на зоркость?
Оказывается, что сероглазые — самые зоркие, среди спортсменов, снайперов их большинство.
Давайте обратимся к нашему статистику с вопросом: Как же обстоит дело в нашей школе с нарушением зрения?
Статистик.
4 человека | |
2 класс | 10 человек |
3 класс | 15 человек |
4 класс | 12 человек |
5 класс | 10 человек |
6 класс | 15 человек |
7 класс | 27 человек |
8 класс | 18 человек |
9 класс | 28 человек |
10 класс | 20 человек |
11 класс | 25 человек |
По заболеваниям лидирует параллель девятых классов.
Учитель биологии.
Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе — определенные функциональные связи между глазодвигательным нейроном и нервными клетками сосудов мозга.
V .Тестирование по теме: «Заболевания органов зрения».
Учитель биологии.
Ребята, давайте подведем итог урока. С чем мы сегодня на нашем уроке познакомились?
.
VI .Выставление оценок.
VII .Домашнее задание.
Разработка урока — конференции: «Заболевания органов зрения»