Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит
Рецензия на рассказ Л. Андреева «БенТовит» Творчество Леонида Андреева — яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые неразрывно связаны с изучением человеческой психологии. Одновременно с быстрым развитием литературы происходит взлет русской философии, появляются такие мыслители, как П.
Флоренский. Синтез этих двух направлений олицетворяет известный писатель начала столетия Леонид Андреев. Используя малый жанр, писатель превращает каждое свое произведение в очень концентрированную смесь философских размышлений и описаний восприятия мира разными людьми.
Писатель дистанцируется от реалистов. Он практически не включает в свои произведения
«посторонних» описаний. Часто он не указывает ни времени, ни места действия, чем окончательно разрывает связь с реальностью и полностью погружается в философские размышления. Этого же эффекта он добивается в цикле своих произведений, написанных на библейские сюжеты.
В них писатель представляет свое философскопсихологическое восприятие происходящего. Действие одного из таких рассказов «БенТовит» происходит в
Иерусалиме «в тот страшный день, когда совершилась мировая несправедливость и на Гологофе среди разбойников был распят Иисус Христос. В тот день с самого раннего утра у Иерусалимского торговца БенТовита разболелись зубы».
Началась эта боль еще накануне и закончилась сразу после распятия — вот основная, довольно незамысловатая сюжетная линия рассказа. Однако на этот стержень, восприятие боли человеком, автор нанизывает события гораздо более важные и, безусловно, более трагические. Они становятся как бы фоном для
«страданий» торговца, не обращающего никакого внимания на муки троих людей, над которыми «вились, как черные змеи, бичи римских солдат». Он откликается только на собственную боль. Она стала мерой всех его желаний и стремлений.
«Как они кричат! — завистливо сказал он, представляя широко открытые рты с крепкими неболеющими зубами, и как бы закричал он сам, если бы был здоров».
Чувство разобщенности всех людей, безучастности к судьбе остальных, еще сильнее подчеркивается, когда БенТовит «в краткие минуты отдыха утешает себя мыслью об ослике», молодом и сильном, которого он выменял накануне за своего старого осла, в то время, как наблюдая страдания Христа, делает
«брезгливоплачущее» или «брезгливоравнодушное и злое» выражение лица, воспринимая тем не менее человеческие страдания как развлечение. Образ «неумолимого рока» проявляется во многих произведениях писателя, так и в «БенТовите» мы видим, что сам купец человек «добрый и хороший, не любящий несправедливости», у него «добрая жена», которая очень «любит сказать приятное», однако и они, фактически, становится участниками казни
Христа: «Рассказывают, что Он исцелял слепых, — сказала жена, не отходившая от парапета, и бросила камешек в то место, где медленно двигался поднятый бичами Христос». С одной стороны, они виноваты в случившемся, ведь они не ничего не предприняли, даже не выразили своего несогласия. А с другой, они имели очень смутные представления о том, что происходило на Голгофе, и, тем более, они никак не могли повлиять на случившееся.
В этом противоречии и воплощается образ рока. Если бы каждый бентовит отвлекся бы от своей
«зубной боли» и сделал чтонибудь для избежания этой катастрофы — все непременно сложилось бы иначе. Однако этого не происходит, потому что не может произойти в реальной жизни: каждый остается со своими заботами, а все вместе люди составляют серую, управляемую массу, подчиняющуюся определенным законам, называемым, судьбой или роком.
Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит