Рецензия на рассказ М. Горького «Макар Чудра»
Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, «Макар Чудра» оставил наиболее глубокий след в моей душе. Во-первых, в этом произведении меня привлекла поэтическая история любви, положенная в основу сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свободы, наполняющий этот рассказ. Да, безусловно, все произведения Горького этого периода посвящены ярким и независимым личностям, обладающим сильными свободолюбивыми характерами. Страсть к свободе — вот что определяет и помыслы, и поступки персонажей. Но в выбранном мной рассказе оба героя отданы во власть иной, порабощающей, даже закабаляющей страсти — страсти любовной.
Какое же чувство восторжествует в их душах? Каким образом разрешится конфликт между желанием любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический. Однако не стоит забегать вперед. «Макар Чудра» построен по принципу «рассказ в рассказе».
Перед читателем — холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о страстях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер. На мой взгляд, автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы настроить читателя соответствующим образом, ведь историю Зобара и Радды можно истолковывать по-разному. Какую же точку зрения предлагает Горький своему читателю? Проанализируем начало рассказа.
Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик , лежа в «сильной, красивой позе», пасет коней, символизирующих стремительность и свободу. Рассказ Чудры звучит осенней беззвездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой — загадочный период, не поддающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроившегося на идиллию. Читатель-обыватель склонен осуждать чрезмерную гордость девушки и жестокость парня. Он просчитывает в уме много вариантов завершения этой истории: Зобар отказывает Радде в ее просьбе, и они расходятся; Зобар соглашается, и дело заканчивается свадьбой. Но возможен ли другой вариант развязки, не тот, о котором говорится в легенде?
Присмотримся к главным героям. Оба они — молодые цыгане, с молоком матери впитавшие дух вольной жизни. Автор характеризует их отдельными поэтическими фразами: красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть», Зобар «сердце бы вырвал из груди и отдал… лишь бы от этого хорошо было». Подобного рода характеристика — не только дань жанру легенды.
Она позволяет читателю вникнуть в суть рисуемых писателем образов. Едва прочитав эти слова, мы уже видим перед собой героев как реально существующих людей. И понимаем, что свободолюбивая, гордая Рама просто не может уйти с богатым паном, купившись на звон золота, а Зобар — не украсть понравившегося ему коня, хоть того и охраняет полк солдат.
Для этих героев невозможность сделать то, что требует душа, необходимость переступить через себя, сделав что-нибудь против воли, равносильны долгой и мучительной смерти, потому что свобода — их сущность, их дух. И два этих человека встречаются, «коса находит на камень». Тут я хочу сделать маленькое отступление.
Говорят, что любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Но разве может Радда подчиниться Зобару, став его женой? А вот Зобар… Впрочем, разве это подчинение?
Ведь поцеловав руку Радды, он убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода , в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Хотя, по моему мнению, это гораздо гуманнее , чем оставить Зобара жить на свете без любимой.
Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!». Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее. Мораль этой истории автор влагает в уста Макара Чудры: «иди своим путем, не сворачивай в сторону…».
Оба они — Зобар и Радда — шли своим путем, не изменяя себе, и их имена навеки останутся в памяти людей. Это неудивительно — ведь М. Горький, великий писатель, был прежде всего великим человеком, сильным и справедливым, поэтому его произведения читали, читают и будут читать.
Рецензия на рассказ М. Горького «Макар Чудра»