Роковой вопрос и современный мир
Тарасов Б. Н. «Роковой и вековечный вопрос о необходимости понятия бессмертия души для прогресса», — заключает Достоевский в результате раздумий о «тайне человека», как бы соединяя проблемы религии и высокой метафизики с ходом эмпирической истории и конкретной деятельностью человека, выделяя в многомерной реальности христианства одно из его, так сказать, практических приложений. «Представьте себе, — замечал он в одном из писем, — что нет Бога и бессмертия души бессмертие души и Бог — это все одно, одна и та же идея. Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь все дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть все гори.
А если так, то почему мне если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счет других, в одну свою утробу?» Опыт, однако, показывает, что именно «эмпирики» и «прогрессисты» архитекторы и прорабы как «социалистического», так и «капиталистического» Вавилона, уповающие на разум или науку, здравый смысл или прагматизм, частную или общественную собственность, информационную или биологическую революцию, «шведскую» или «американскую» модель социального устройства, склонны игнорировать «роковой и вековечный вопрос», не замечать его значения для сохранения не только их же собственных ценностей, «прав человека», «социальной справедливости», «гуманизма» и т. д. и т. п., но и вообще жизни на земле.
Правда, среди новых завихрений воинствующего экономизма порою раздаются беспокойные голоса, пытающиеся восстановить единство нормального а не самозабвенно патологического, в перспективе самоуничтожающегося «прагматизма» и «метафизики», показать связь тех или иных практических проблем с «роковым вопросом». Например, в статье Ю. Шрейдера «Экология, этика, цивилизация» «Новый мир», 1994, № 11 речь заходит о том, что в атеистическом и рационалистическом
Роковой вопрос и современный мир