Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее изменения общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме » Двенадцать «. Известно, что Александр Блок был одним из самых талантливых поэтов-символистов.
И в поэме «Двенадцать» революция описана Блоком не прямо, а посредством символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен, сносит все старое и несет новую жизнь:
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете.
Символы в поэме являются основным средством изображения. Они разнообразные и разные, и все глубокие по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос
И старый мир как пес безродный,
Стоит за ним, поджав хвост.
Старый мир представлен в поэме еще несколькими способами-символами: барыня в каракуле, бабушкой, невеселым «товарищем попом», «писателем». Надо сказать, что символика поэмы «Двенадцать» не только образная, а еще и цветовая: «Черный вечер, черное небо, черная злоба в грудь»- эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злость накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черные, пустые и холодные.
А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично.
Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых «черных» глубин. С тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым «ничего не жаль». Белые цвета используются Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил. Блок показывает и двойственность поступков двенадцати.
С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с «шелудивым псом», с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катька — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. «Какая тьма» — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия.
Недаром они радостно скандируют: «Свобода, эх, эх, без креста! Что же это за свобода?».
Закрывайте этажи, Нынче будут грабежи!
Открывай погреба — Гуляет нынче голытьба…
Уж ножичком полоснем, полоснем! ..
Ты лети, буржуй, воробышком!
Но почему же тогда «В белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос»? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему «искусственно приклеенным». Блок же на это ответил: «Мне тоже не нравится конец… Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос.
Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа». Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе.
Как бы то ни было, Александр Блок с помощью символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям. Роль символов в поэме Блока «Двенадцать» очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широкое — противостояние света и тьмы, добра и зла.
Символы позволяют нам также более отчетливо ощутить описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.
Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»