Роман Гончара «Собор» — путь к духовному и государственному возрождению нации
В истории каждой литературы есть книги, которые обозначают вехи восхождения культуры того или иного народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX века такой книгой, несомненно, является «Собор» Олеся Гончара, который нанес тоталитарной тирании таких разрушений, из-за которых начался ее распад, крушение. Замечательный, этапный роман стал в борьбе с деспотией тем поразительным, неотразимым оружием, не просто привел к поражению гнилого режима, но и вывел украинский народ на путь национального возрождения. «Собор» сыграл роль не столько инструмента развала, сколько единения соборности сил украинства для создания нового, демократического уклада жизни.
А такая книга стоит больше, чем просто выдающееся литературное явление.
«Собор» — шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного до того уже всеми возможными наградами, а значит, «идеологически выдержанного. Тем большим выдался удар по режиму, нанесенный «Собором». В нем писатель властно, в полный голос поднял тему борьбы против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества.
Произведение получило положительные рецензии критиков и литературоведов, писателей и читателей. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара. И вдруг — вокруг «Собора» забурлила черная туча лжи и шельмования, а вскоре роман был запрещен, изъят из магазинов и библиотек. Тень запрета лежала на «Соборе» почти двадцать лет.
Но этим запретом режим лишь засвидетельствовал свою роковую ошибку, проявил лицемерие своей политики, которая считала нормальным насилие над духовностью, над талантом. Победителем в этом открытом поединке с системой выйдет Олесь Гончар, который, может, впервые так наглядно продемонстрирует высокое достоинство таланта — его неподкупность. Но это не было ни какой случайностью, ни внезапным прозрением автора.
Гончар возвращался в «Собора» вместе с обществом, а если точнее, то, как это всегда случалось у большого таланта, — опережая его в видении и прекрасного, и безобразного, в предвещании грядущих драм и испытаний, взлетов человеческого духа и поражений низменных идеологических построений.
Еще с ранних своих произведений писатель привлек внимание и читательской элиты, и массового поклонника чрезвычайной художественной честностью и моральным здоровьем, неумением подстраиваться под стереотипы как книжные, так и общественные. Итак, «Собор» был закономерным, последовательной ступенью в познании зловещей эпохи обмана и лицемерия, в размышлениях писателя о трудном пути родного народа в поисках своего места в мировой цивилизации. Эта мысль выдающегося современного писателя была логическим продолжением той определяющей линии украинской литературы на духовное и государственное возрождение нации, которая связана с именами Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Грушевского, Владимира Винниченко, Николая Кулиша, Александра Довженко, которая так гениально просияла в молодой поэзии Павла Тычины и воскресла в новую эпоху в слове «шестидесятников».
Олесь Гончар — писатель, который в своем творчестве всегда доискивается правды. Это мы видим и в романе «Собор», который посягнул на основы системы. «Собор» ударил в самое сердце! Когда Тычина писал в двадцатые годы про «всю гниль, всю плесень партийно-избирательных рожениц», то Гончар накануне провозглашения «развитого социализма» во весь голос сказал о бездуховности построенной на этой гнили и плесени системы. Системы, которая лицемерно назвала себя наследницей вековых приобретений человеческой культуры, но отвергла главное — духовность, красоту, впрочем, на словах отбивая им поклоны.
Во весь голос писатель сказал, что обществом правят невежды, браконьеры.
В своем романе художник писал не о переживаниях сталевара возле огненной лавы или комбайнера в порыве к рекорду, а о материи тонкой, конструкциях несущих, тенденциях весомых, которые во всем мире ценятся как первостепенные для жизни человека и человечества. Гончар показывает конфликт режима с народом. Конфликт в главном, конфликт творцов и разрушителей, конфликт народа-созидателя и системы-браконьера.
В романе четко выведена мысль-идея, она изображена откровенно и мужественно в раздумьях о ежедневных баталиях, «которые ведут строители с «браконьерами»»разных рангов в разных сферах», изображена в деяниях «выдвиженца»Володьки Лободы, в осквернении колхозным бригадиром юной Ельки, в уничтожении приднепровской природы, в Дикой выходке подорвать казацкий храм, словом, в таком наборе, таком букете художественных ходов, что разве совсем бестолковый читатель не задастся после прочтения романа мыслью: а что же за погонщик погоняет нами, что же за режим благословляет всю эту антигуманную, античеловеческую, антиприродную кутерьму, браконьерскую не только по отношению к человеку, но и ко всему живому, наполненному духом и здравым смыслом?
Ответы на все эти вопросы — в романе. И сам ответ — в той развернутой метафоре — образе собора, который и дал название роману. Что такое, собственно говоря, собор в «Соборе»?
Это вполне конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно и воплощение высокого духа народного. Собором измеряется не только мера духовности, но и общественная сущность человека, он, как рентген, просвечивает умы, души, позиции, величие и ничтожность, благородство и подлость, чистоту и вырождение.
Роман Гончара «Собор» — путь к духовному и государственному возрождению нации