«Роман на кавказских водах» неосуществленный замысел Пушкина
На воды, весною, приезжает московская семья: барыня, мать героини, называемая «Коре-ой» (т. е. «Корсаковой»; в наброске начальной «сцены об отъезде» она носит фамилию Томской; в ранних планах глава семьи — не мать, а отец, никак не названный); ее дочь — «Маша» в наброске начальной сцены, «Марья» ранних планов, «Александра» или «Александрита», «Алина» в Третьем основном плане; их свита — компаньонка, дворовые слуги и служанки; позднее приезжает и сын, условно называемый «Пелам». Одновременно с ними приезжает на воды и разбитый параличом старик — отец романтического героя, называемого условным именем «Якубович» или (иногда) «Кубович».
Описанию их приезда на воды предшествует общая экспозиция, показывающая состояние Кавказа — прежнее и теперешнее, — описывающая воды во время сезона, их постоянных обитателей — военных, лекарей и других приезжих «посетителей» — больных разного рода и состояния — весь тот пестрый и разнохарактерный фон, на котором в дальнейшем развертывается действие. Последнее начинается вставными эпизодами: разговорами обитателей вод о набегах черкесов; соперничеством, носящим комический характер, двух лекарей, немца и малоросса, из-за приехавшей богатой больной, в котором побеждает немец. В планах упоминается и о нападении черкесов на путешественников — московскую барыню и старика-наралитика, — но неясно, к какому моменту оно может быть приурочено и какую сюжетную роль должно играть: быть может, это — мотивировка встречи героини с майором Куриловым, другом Кавказского офицера Гранева, а через него и с самим Граневым, который в нее влюбляется. «Алина», живя на водах, кокетничает с влюбленным в нее Граневым (он в иных планах обозначается словами «любовник», и даже «жених»). Так завязывается один любовный узел романа.
К больному старику-паралитику приезжает из армии на воды его сын — офицер «Якубович».
Отец умирает, и его «театральные» похороны, представляющие собою «кокетство», производят большое впечатление на «Алину». Вслед за этим «Якубович» входит в круг «Корсаковых», и «Алина» обращает на него свое кокетство. Гранев, отодвинутый «Якубовичем» на задний план, «начинает его ненавидеть». У него с «Якубовичем», помимо соперничества в расположении «Алины», есть, по-видимому, какие-то старые счеты: «Якубович» когда-то его «ограбил» — вероятно, в карты, па что указывает связь «Якубовича» с «банкометами» и счастливая игра («банк»), обращающая на него внимание всего общества. Связывают, наконец, «Якубовича» с Граневым — и вместе с тем служат причиной их вражды — отношения их с горцами: у обоих есть много друзей черкесов в горских аулах; Гранев, в недавнем прошлом, был «кавказским пленником» — т. е. проявил некоторое время в плену у горцев. На связи того и другого героя с горцами указывают «уздени», «кунаки» (в их числе — молодой черкес, преданный — каким образом, трудно сказать Алине), «казачка черкешенка», упоминаемые в некоторых планах. Притом «пленитель» Гранева, т. е. черкес, взявший его когда-то в плен, — кунак «Якубовича» и вместе с тем брат «казачки черкешенки», помогшей Граневу освободиться из плена; все это вносит новые, осложняющие моменты в сюжет романа.
«Якубович», увлеченный «Алиной», сватается к ней через ее брата, обозначенного именем «Решат» («Пелам»), но получает отказ. Тогда, после бала или во время переезда с Горячих вод на Холодные (т. е. из позднейшего Пятигорска в Кисловодск), он с помощью своих друзей черкесов похищает «Алину» и увозит ее в горы. За ним в погоню отправляется Гранев. С помощью кунака-черкеса он освобождает «Алину» и возвращает ее семье. Между Граневым и «Якубовичем» происходит дуэль, в которой «Якубович» погибает.
Таким представляется окончание романа в наиболее вероятном его построении. Но возможны и другие разрешения главной сюжетной линии, т. е. соперничества и столкновения между двумя героями, Граневым и «Якубовичем» влюбленными в «Алину»: по одному из вариантов плана дуэль происходит между «Якубовичем» и братом «Алины», причем Гранев является секундантом ее брата; по другому «Якубович», желая похитить
«Алину», устраняет Гранева, предав его черкесам; но он, освобожденный «казачкой черкешенкой», появляется на водах, предупреждает похищение и вызывает «Якубовича» на дуэль. Все эти возможные варианты в основном, как видно, близки друг к другу.53
Таковы — схематически и совершенно условно — основные сюжетные линии пушкинской повести или, вернее, романа.
Реконструируя их, мы не утверждаем, что именно таким был бы «Роман на Кавказских водах», если бы Пушкин написал его: напротив, в процессе творчества сюжетное построение его могло бы изменяться, на что указывают колебания поэта в разных планах, особенно ранних, где мы видим, например, перенесение момента поединка ко времени до похищения героини, отказ «Якубовича» от поединка и его исчезновение, — вплоть до полного изменения завершающих роман событий: похищение «Алины» должно было удаться, и «Якубович», может быть вместе с похищенной девушкой, появлялся в Москве. Это могло начать новую, совершенно не поддающуюся разгадке, фазу повествования. Но подобный оборот замысла был отброшен автором, не получив развития.
В приведенной выше примерной схеме) мы подбираем те основные сюжетные линии и положения, к которым приходит автор в наиболее поздних, наиболее развитых и отдельных планах. Отсюда несколько отвлеченный и фабульный характер построенной нами схемы. Дальнейший анализ планов, раскрытие некоторых особенностей их сжатых формул, а главное — раскрытие конкретных черт персонажей, обозначенных в них либо подлинными фамилиями исторических лиц, либо условными именами — позволяет, насколько возможно, заполнить живою тканью сухую схему и сделать некоторые выводы о характере произведения, которое хотел написать Пушкин, и о том, почему он его не написал.
Действующие лица в повести (мы пока не определяем — является ли задуманное Пушкиным произведение повестью или романом) располагаются следующим образом: в центре — московская семья «Корсаковых» — мать, сын (не названные), дочь «Алина». Она — героиня романа, и из-за нее борются два соперника-офицеры Гранев и «Якубович». Вокруг них несколько второстепенных персонажей, принимающих то или иное участие в действии: старик — отец «Якубовича», два лекаря — малоросс Хлапенко, или Хохленко, и немец, Адам Адамович Шмидт, майор Курилов, друг Гранева; генерал и генеральша Мерлины с их воспитанницей. Далее, горцы, менее определенные и на наз-
Разумеется, в процессе работы иные из показанных здесь эпизодов сюжета должны были отпасть, другие же, новые и нам неизвестные, — явиться. Наиболее развитый план (№ 269), по нашему убеждению, не отменяет двух других (№ 273 и 272), составляющих вместе с ним «Третий основной план», но их суммирует, но играющие активную роль, в некоторых случаях очень важную: горец, кунак Гранева, «казачка черкешенка» и ее брат, кунак «Якубовича»; другой молодой горец, привязанный к «Алине». Наконец, множество лиц, составляющих, общество на водах и фон, на котором развертывается действие: больные (в числе их «откупщик»), дамы, «зрелые невесты», игроки («банкометы»), офицеры, казаки, слуги «Корсаковых» и пр.
«Роман на кавказских водах» неосуществленный замысел Пушкина