Романс в русской литературе XIX века
Литература второй половины XIX века — очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны — знаки, по которым узнается эпоха, и с другой стороны — нечто сверх текста.
Таких тем может быть множество. Одна из них — русский романс, музыкальный жанр, необыкновенно популярный во всех социальных кругах второй половины XIX века. Кроме того, можно сказать, что романс — не только музыкальный жанр, но и литературный. Он достаточно прост и доступен, близок практически любому слушателю, но в то же время в этом жанре работали и самые прославленные композиторы, и самые известные поэты.
Изучение романса, таким образом, — это прежде всего работа над преодолением культурных ограничений, с которыми невольно живет школьник, поставленный в жесткие временные рамки из-за насыщенности программы 10-го класса.
Литература, представленная ученику в бумажном виде, обязательно должна звучать. Во всех произведениях, которые мы читаем в 10-м классе, так или иначе запечатлены романсы самых разных жанров. Прежде всего поэты того времени — авторы известнейших романсов. » Утро туманное», «На заре ты ее не буди», «Я встретил вас», «Цыганская венгерка» до сих пор в репертуаре.
Роман с — это прежде всего выражение чувства. Роман с в литературном произведении используется для усиления чувства, высказанного или не высказанного героем, для передачи особого настроения, не передаваемого словами. У Толстого в первом томе «Войны и мира» романс на стихи Д. А. Кавелина становится способом любовного объяснения, публичным высказыванием тайного: «По просьбе гостей молодые люди спели дуэт «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную песню:
В приятну ночь, при лунном свете, Представить счастливо себе, Что некто есть еще на свете, Кто думает и о тебе!..»
В «Дворянском гнезде» Тургенев, сам автор популярнейшего романса, делает романс своего рода лакмусовой бумажкой, проверкой на подлинность. Фальшивое звучание романса, сочиненного Паншиным, бросается в глаза. Таким образом, это еще и искренний жанр, не способный жить во лжи.
У Н. С. Лескова В «Леди Макбет Мценского уезда» романс Я. Полонского, пропетый Сергеем Сонетке, является выражением чувств третьего лица, Катерины Львовны, и на самом деле адресован ей, подчеркивая демонстративность поступков Сергея. «С этими словами он, сейчас же обратясь к Сонетке, покрыл ее своею полою и запел высоким фальцетом:
За окном в тени мелькает русая головка. Ты не спишь, мое мученье, ты не спишь, плутовка. Я полой тебя прикрою, так что не заметят.
При этих словах Сергей обнял Сонетку и громко поцеловал ее при всей партии…
Катерина Львовна все это видела и не видала: она шла совсем уж неживым человеком».
Ф. М. Достоевский использует слова романса для выражения безвыходности и отчаяния, крайнего из крайних: «…Нас тотчас заметят: Леня знает «Хуторок». Только все «Хуторок» да «Хуторок», и все-то его поют! Мы должны спеть что-нибудь гораздо более благородное…
Памяти, памяти у меня нет, я бы вспомнила! Не «Гусара же на саблю опираясь» петь в самом деле!..» И еще более предельное, смертное отчаяние видим в таком фрагменте: «Наконец страшным, хриплым, надрывающимся голосом она начала, вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого-то возраставшего испуга:
В полдневный жар!.. в долине!.. Дагестана!.. С свинцом в груди!»
В «Бесприданнице» А. Н. Островского «Разуверение» Баратынского становится поводом для откровенного проявления характеров героев.
» Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени встанем.
Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.
Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!
Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.
Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.
Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».
Даже «Casta diva» в «Обломове» И. А. Гончарова исполняется как романс, в камерной обстановке, для узкого круга знакомых людей.
I. Предварительная работа
Конечно, не сразу стоит давать ученикам слушать романсы в классическом исполнении. Для начала нужно найти записи в современной обработке , и только потом, когда учащиеся начнут ориентироваться в материале, их можно познакомить и с классикой жанра.
На этом этапе нужно сразу утвердить основной вид работы — письменное размышление .
Темы письменных размышлений, этюдов
Почему романс стал настолько популярным жанром именно в России? Основные темы русского романса. Основные черты романса.
Основные образы. Сочинения: «В романсе душа думает»; «Внутренняя мелодия русского романса» .
II. Введение в тему. Поиск материала
На данном этапе мы переходим от эмоционального восприятия к интеллектуальному. Для наглядности и систематизации собранного материала составляется таблица.
Романс в русской литературе XIX века