Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока
С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять «хищного лица зверя», жаждущего крови. В 1907-1916 годах был создан цикл стихов «Семья», где осмысливаются пути развития России. Образ отчизны возникает то привлекательно-сказочным, наполненным волшебной силой, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее. В 1916 г. Блока мобилизовали в армию, служил поэт под Пинском на строительстве дорог и военных укреплений. В это время почти не писал. После Февральской революции 1917 г. приехал в Петроград, где работал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.
Он надеялся на демократические изменения в обществе, но этого не произошло, и духовный подъем сменился глубоким разочарованием. Поэма «Двенадцать» («Двенадцать», 1918), в которой соединились надежда и пессимизм, романтика и трагедия, отобразила настроения революционных лет. Поэт выступил как пророк, который хотел предупредить о опасном ходе событий:
Гуляет ветер, метет снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни… В зубах цигарка, примят картуз, На спину надо бубновый туз. Свобода, свобода, Эх, Эх, без креста! Тра-та-та!
Он сознавал, что движение истории нельзя остановить, большевики «железной рукой» принялись изменять мир, тем не менее вместе с тем нельзя было забывать о духовных идеалах, милосердии, поэтому впереди двенадцати апостолов «нового дела» появляется символический образ Иисуса Христа. Поэма построена на контрастах (звуков, цветов, стилей, образов, символов), которые отображают реальные разногласия действительности. В стихотворении «Скифы» (1918) революция сравнивается с монгольским нашествием. Эпиграфом к стихотворению стали слова В. Соловьева относительно его идеи о панмонголизме. Согласно этой теории, в XX ст. Россия, как и во времена Батыя, оставалась барьером между Западом и Востоком.
Блок развил идею В. Соловьева, задумываясь над сущностью исторического назначения его родины. В символической форме Блок воссоздает русский дух — величественный и дикий, веселый и жестокий, широкий и вместе с тем духовно ограниченный. Поэт показывает разногласия национального характера и отечественной истории. С одной стороны, его привлекает стремление все перестроить, объединить Запад и Восток на основе глобального преобразования, а с другой — он глубоко встревожен судьбой России и всего человечества, которые попали в «лапы» диких варваров.
Следующие годы в жизни Блока были обозначены глубоким духовным кризисом. Напряженные отношения с матерью и женой, драматизм гражданской войны, голод в Петрограде, тяжелая болезнь легких — все это приостановило его творческую работу. Врачи советовали поэту выехать за границу на лечение, но правительство большевиков не дало разрешение на выезд. 7 августа 1921 г. Блок умер. Творчество Блока еще при его жизни было хорошо известно в Украине. В 1907 г. по приглашению журнала «В мире искусств» Блок посетил Киев, где выступил на литературном вечере в оперном театре. На украинском языке его произведения публиковались в периодических изданиях и выходили отдельными книгами: поэма «Двенадцать» — в Одессе (1918), Харькове и Севастополе (1921), Львове (1922).
Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока