Ростовы и Шерер
На уроках литературы мы читали и анализировали роман-эпопею Л. Н. Толстого » Война и мир «. В этом произведении ведется повествование о жизни нескольких семей на протяжении некоторого времени. Одними из главных семей являются Ростовы И так называемый Салон Анны Павловны Шерер — дамы из светского общества.
На основе сравнения этих двух противоположных семей автор хотел показать, что положительными героями являются те люди, которые по своему духу близки к народу.
Именно поэтому после сцены в Салоне Шерер, который пропитан ложью и лицемерием показаны именины в Доме Ростовых. Все живое, будь то мысль или чувство, гаснет в обстановке салона. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.
Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний Прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
Все в этом месте неестественное, наигранное, чужеродное для чуткой души человека. Обратная же картина происходит в доме Ростовых. Главными чертами этих людей являются радушие, сердечность, гостеприимство.
И даже случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых не злое осуждение и критику, а добродушный смех графа Ростова, любопытство у молодежи. Хотя с отеческой ноткой Марья Дмитриевна пожурит бедного Пьера, сделает она это не в порыве гнева, а только от желания сделать этого человека лучше и преподать ему урок: «Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает.
Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел». Интересен и сам образ тетушки — графини Марьи Дмитриевны. Она «всегда говорила по-русски», не признавая светских условностей.
Надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной . И как все почтительно встали перед ней! Это был не фальшивый обряд вежливости перед «никому не нужной тетушкой» Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души.
Одна из самых отвратительных фигур высшего общества признанная красавица Элен, бездушная, холодная, жадная и лживая. «Где вы — там разврат, зло!» — бросает ей в лицо Пьер, При живом муже она советуется, за кого из высокопоставленных вельмож ей лучше сначала выйти замуж, с легкостью меняет веру, когда ей это нужно. Даже Наполеон при встрече с ней скажет «Это — прекрасное животное». Элен — красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему.
На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит, потому что одинаковая всегда и для всех. Это маска, скрывающая пустоту души. Противоположное Элен лицо — Наташа Ростова. Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью.
Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя: «Чему она так рада? О чем она думает? …
И чем она счастлива?» Наташа счастлива просто от того, что она живет, Во всех своих поступках маленькая Ростова следует законам простоты, доброты и правды. В этом счастье ее жизни.
Совершенно противоречиво мнение этих семей на конфликт между Россией и Францией. Даже такой всенародный подъем России, как Отечественная война, не может изменить этих низких, лживых, бездушных людей. Первое чувство Бориса Друбецкого, случайно узнавшего раньше других о вторжении Наполеона на нашу территорию, — не возмущение и гнев патриота, а радость от сознания того, что он может показать другим, будто ему известно больше, чем остальным. Смешны «патриотическое» желание Жюли Карагиной говорить только по-русски и штраф за каждое французское слово в Салоне Анны Павловны Шерер.
Как противен и мерзостен Берг, покупающий во время всеобщего отступления из Москвы по дешевке «шифоньерку и туалет» и искренне не понимающий, почему Ростовы не разделяют радость его приобретения.
Толстой с чувством радости от того, что есть и другие представители высшего света, лучшие люди России показывает патриотизм Ростовых. В отличие от московских и петербургских салонов, мы слышим в их гостиных русскую речь, видим истинно русское желание помочь ближнему, гордость, достоинство, нежелание преклоняться перед богатством и знатностью других.
Сравнивая два совершенно разных общества, Лев Толстой показывает, что видит в Ростовых положительных героев. Он не раз докажет это на протяжении всего романа-эпопеи.
Ростовы и Шерер