Русская литература конца XIX — начала XX века
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции тысяча девятисот семнадцатого года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов. Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой, не сравнимой с темпами прошлого XIX столетия, сменой эстетических ориентиров и значительным обновлением литературных приемов.
На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия — совсем другая, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Первоначально это словосочетание использовалось для характеристики знаковых проявлений поэтической культуры начала XX века — творчества Александра Блока, Андрея Белого, Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и других гениев художественного слова. Постепенно термином «серебряный век» стали определять часть художественной культуры России конца XIX — начала XX века, связанной с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» литературой и отчасти футуризмом.
Как считают некоторые литературоведы, термин «серебряный век» является синонимом понятия «культура рубежа веков». Это неверное утверждение, поскольку ряд существенных явлений рубежа веков просто невозможно сопоставить с тем, что именуется с искусством серебряного века. На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно.
Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как «пограничная». Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.
Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово «Кризисность». Это «модное» слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами «возрождение», «перелом», «перепутье» и т. п. Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений — «Без дороги», «На повороте» В. Вересаева, «Закат старого века» А. Амфитеатрова, «У последней черты» М. Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны.
Описание событий в романах и других произведениях словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в политической жизни страны. При всей разнице позиций и взглядов было в позиции всех писателей рубежа веков общая линия, которую уловил выдающийся литературовед, профессор Семен Афанасьевич Венгеров в предисловии к своему труду «Истории русской литературы XX века» . Он отметил, что объединяющим общественника М. Горького и индивидуалиста К. Бальмонта, реалиста И. Бунина, символистов В. Брюсова, А. Блока и А. Белого с экспрессионистом Л. Андреевым и натуралистом М. Арцыбашевым, пессимиста-декадента Ф. Сологуба и оптимиста А. Куприна был вызов косности, «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».
Каждый из них по своему представлял пути развития литературы. В XIX столетии в литературе было отчетливое мировоззренческое единство, в ней сложилась иерархия писательских дарований, ставших ориентирами для поколений . Рубеж XIX-XX веков уже не ограничивается творчеством тех или иных, ставших своего рода «эталоном», мастеров слова. В логике литературного развития того времени отсутствуют единый центр или схема направлений, сменяющих друг друга.
Это наследие являет собой сложнейшую многоярусную художественную реальность, где индивидуальные писательские дарования, в независимости от их гениальности, оказываются не более чем частицей монументального целого. Прежде чем приступить к изучению литературы перелома эпох, нам необходимо рассмотреть социальный фон и общекультурный контекст этого периода .
Русская литература конца XIX — начала XX века