Рыцарский роман
Подлинный образец рыцарского романа, получившего широчайшее распространение в Европе в XI-XIV вв. в условиях становления зрелого феодального общества, формирования его сословной структуры,- это «Тристан и Изольда». В наиболее ярком, законченном виде рыцарская литература представлена во Франции. В этой стране складывается рыцарский идеал .
В основе его лежит рыцарское благородство. Идеалом рыцаря стала не только физическая сила и доблесть на. поле боя — ему надлежало быть великодушным и, что очень важно, щедрым, гостеприимным, культурным, образованным, чувствующим красоту и понимающим литературу. Приключения, подвиги идеального героя во имя короля или своего сюзерена, сражения ради собственной славы и особенно ради возлюбленной — вот что составляет сюжет рыцарского романа. Любовь, как правило, возвышенная — непременный мотив рыцарской литературы, как прозы, так и поэзии.
В рыцарском романе, отмеченном изяществом, обычно немало фантастических мотивов, всяких экзотических описаний, что сближает его со сказкой. Дается психологическая характеристика героя, рисуется его портрет, подробно описываются дворцы, рыцарские замки, турниры — одним словом, реалии светской жизни при дворе того или иного правителя.
Замечательное явление рыцарской поэзии — лирика трубадуров. Рыцарская проза представлена повестями и романами, получившими распространение в разных странах Европы. Роман группируется по нескольким циклам. Самый известный — цикл короля Артура, или цикл «круглого стола». Эти романы объединяются образом легендарного Артура, короля бриттов, носителя рыцарских добродетелей.
Ко двору Артура собираются рыцари, которые соревнуются на поединках, совершают подвиги во имя прекрасных дам, а потом собираются за «круглым» пиршественным столом.
В основе романа «Тристан и Изольда» — древнее предание, популярное у кельтов. Этот сюжет на протяжении веков бытовал в Европе, причем в разных версиях включался в романы, входившие в цикл «круглого стола». Успех истории Тристана и Изольды связан прежде всего с трогательной трактовкой любви, которая воспринимается читателем не как плод зелья, напитка, а как выражение естественного, неодолимого человеческого чувства.
Драматизм романа в том, что любовь героев вступает в непримиримый конфликт с законами и нормами феодального мира. Жертвами его оказываются не только Тристан и Изольда, но и король Марк.
В 1902 г. французский ученый Жан Бедье на основе различных сюжетных вариантов издал сводный текст романа. Легенда о Тристане и Изольде была чрезвычайно популярна в различных национальных литературах, обрабатывалась многими писателями . На ее основе создана опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в 1859 г.
Рыцарский роман