Сатирический «роман» Булгакова в «Мастере и Маргарите»
Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» — это «роман в романе». Если в повествовании о Понтии Пилате решаются, по большей части, вечные философские проблемы, то «на долю» романа о жизни Москвы 30-ых годов приходится сатира окружающей Булгакова действительности. Сатирический «роман» в «Мастере и Маргарите» связан с похождением свиты Воланда. Именно дьявол и его помощники восстанавливают справедливость и наказывают пороки.
А их в современной Булгакову Москве немало. Этот город становится не только фоном для развития действия, но и пристальным объектом авторского сатирического исследования. Булгаков создает образ безумного мира, живущего по своим фантасмагорическим законам. Здесь из «нехороших квартир» исчезают люди .
Здесь бюрократизировано абсолютно все — костюм Прохора Петровича пишет резолюции и подписывает приказы, которые вернувшийся владелец полностью одобряет . Здесь процветает взяточничество . Здесь негласно одобряется распутство и приспособленчество .
В этом чудовищном мире доносы становятся абсолютно обыденным делом , а безнравственность в самом широком понимании этого слова — законом жизни . Глава «Сеанс черной магии и ее разоблачение» является кульминацией сатирического разоблачения сущности современных Булгакову людей. Здесь, в одном месте, писатель собрал и показал все пороки москвичей.
Однако, и это важно, автор подчеркивает, что склонность ко злу — родовая черта людей вообще, вне зависимости от времени и места их жительства. В связи с этим еще более остро встает вопрос о нравственном долге каждого человека, о необходимости внутренней работы — чтобы в твоей душе побеждал Свет, а не Тьма. Таким образом, повествование о Москве 30-ых годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» — это сатирическое описание жизни тоталитарного государства, калечащего души людей, убивающего в человеке Человека.
Сатирический «роман» Булгакова в «Мастере и Маргарите»