Счастлива ли Керри?
«Сестра Керри»… нравится тем, кто любит блеск,
И волнение Бродвея, и атмосферу столицы в целом».
«Каждый… стремится к одному — быть как можно счастливее».
Т. Драйзер
Роман «Сестра Керри» Теодора Драйзера вышел из печати в 1900 году. Погоня за богатством, ставшая характерной чертой жизни в Америке, вызывает интерес писателя, который посвятил немало времени изучению драматических обстоятельств, связанных с миром эксплуатации и крупного бизнеса. Это отражено в его первом романе «Сестра Керри».
В романе, по признанию самого Драйзера, получает свое художественное воплощение философия случайности.
Драйзер начал свой творческий путь в начале XX века. Как будто самой судьбой писатель был предназначен к тому, чтобы выразить дух наступающей эпохи, и сквозной темой его творчества явилась жизненная борьба.
Тема борьбы у Драйзера, как и у многих американских писателей после него, является конкретизацией, расшифровкой исходного документа американской истории — Декларацией независимости — в том пункте, где говорится о «неотъемлемых правах человека» и где в числе этих прав называется «стремление к счастью». Драйзер показал, как стремление становится самоцелью, как борьба поглощает человека, превращая его в некий инструмент для достижения «счастья» и лишая способности испытать само счастье.
Характерно, что у первой героини Драйзера Керолайн Мибер не только нет детей, но этот вопрос даже и не возникает, потому что она в общем почти неспособна любить, движет ею только жалость к себе и желание успеха. Эта милая, симпатичная и очень посредственная женщина «современна» в худшем смысле этого слова, в том смысле, в каком не «современны» страдающие и влюбленные героини XIX века. «Современна» она не только отсутствием чувств, но и сознанием нрава на успех, в том числе и на успех творческий, триумф актрисы, при том, что особых данных она не имеет. Она обыкновенная провинциальная девушка, обладающая честолюбием, здравым смыслом и, как выясняется, достаточно жестким характером, помогающим ей вскарабкаться наверх.
Керри понимает, что достигнуть более сытого существования, а тем более — занять место на вершине можно, только оставляя что-то в стороне. Это могут быть близкие, ее мужчины, которые были менее удачливы, чем она. Она понимает, что счастье одного достигается за счет несчастья другого в порядке жестокого выбора: стать в погоне за счастьем либо победителем, либо жертвой.
Но так ли уж счастлива эта победительница? Драйзер показывает, что, достигнув богатства и известности, Керри осталась одинокой и несчастной и живет и своем блистающем мире без любви, к которой она, скорее всего, не способна, но которой, как всякая женщина, ждет.
Счастлива ли Керри?