Секрет успеха комедий Мольера
Этот Мольер угождает низкой черни. Вот в чем секрет его успеха,- с презрительной миной цедили поэты-завистники. Даже сам Корнель присоединился к «заговору избранных» против Мольера. Старый драматург был задет тем, что публика отхлынула от Бургундского отеля, где шли его трагедии, в то время как Пале Рояль не мог вместить всех желающих. Выпады против новой пьесы Мольера появились в печати, но главные удары наносились в устных пересудах,, за спиной, из-за угла. И Мольер принял вызов. В короткой, но острой комедии «Критика на «Урок женам» он вывел на сцену своих противников, показал всю вздорность и ничтожество их критических доводов и тут же во всеуслышание заявил о превосходстве здравого смысла над педантическими «правилами», естественности — над манерным; кривляньем.
Взбешенные враги ухватились за оружие сценической полемики, открытое и примененное Мольером. Воспользовавшись пером малоизвестных авторов, они выступили против Мольера с пьесами-пасквилями. В ответ Мольер создал «Версальский экспромт». Одноактная пьеса, написанная и поставленная с невиданной быстротой, изображала репетицию труппы Мольера. Актеры выступали под собственными именами, в блестящих живых диалогах они высмеивали литературных, противников и утверждали новаторские принципы сатиры. Победить Мольера оружием театральной полемики враги не могли. Но они не унимались. Какие только средства не были пущены в ход! Пасквили, доносы, клевета, грязные сплетни по поводу личной жизни Мольера. Он женился на актрисе Арманде Бежар. Ей было около двадцати лет, ему около сорока. Она отлич’алась легкомысленным нравом, семейная жизнь складывалась трудно, а злобные измышления их плетни еще более отравляли ее. Все это причиняло Мольеру немало страданий, но не заставило его сложить перо, умолкнуть.
С 7 по 13 мая 1664 г. в Версале, новой загородной резиденции короля, шли пышные празднества. Лучшие художники, композиторы и поэты Франции участвовали в их подготовке. Подстриженные сады Версаля были превращены в «Волшебный остров». Взлетали и рассыпались разноцветным дождем звезды фейерверков; под звуки оркестров вдоль чинных аллей плавно двигались процессии дам и кавалеров в маскарадных костюмах: рыцари и феи, пастухи и нимфы. Танцы, игры, турниры и пиры чередовались с театральными зрелищами. Автором всех пьес, исполнявшихся в дни «Увеселений Волшебного острова», был Мольер. Его перу принадлежали и галантная пасторальная комедия-балет «Принцесса Элиды» (король больше всего любил балеты и сам охотно выступал в них), и все другие пьесы. Исполнителями их были актеры мольеровской труппы.
Секрет успеха комедий Мольера