Серебряное столетие русской поэзии
Николай Гумилев расстрелян большевиками. Александр Блок рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на лечение. Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин покончили жизнь самоубийством. Иосиф Мандельштам, Николай Клюев погибли в советских концлагерях. Анну Ахматову, Бориса Пастернака травили, предъявляли обвинение в буржуазных тенденциях, замалчивали их творчество.
Эти поэты одни из загадочных эпох в истории русской культуры — «серебряных времен» — стали гордостью русской литературы и ее болью, так как судьба большинства из них была трагической. Итак, тема сегодняшнего урока: «Серебряное столетие» русской поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм. Трагическая судьба художников. Пушкинскую эпоху называют «золотым столетием» русской поэзии. Продолжая традицию, конец 80х гг. XIX — начало XX ст. называют «серебряным столетием». Трудно сейчас сказать, кто первый употребил этот срок. Название «серебряное столетие» возникшее одновременно и в эмигрантском окружении, и в России. Именно излом столетий назван у Анны Ахматовой «серебряным столетием».
Лев Гумилев так рассказывает о появлении этих стихов. «Говорили мы с Анною Андреевной о поэзии. Я ей говорю: «Золотое столетие» — это Пушкин и прочие, вы — как месяц».
-«Почему?»- спросила Анна Ахматова.
Я ответил: «Они писали о посторонних: о Евгении Онегине, кавказского плененного, медного всадника, мертвые души. А вы все время пишете о себе, «я и я», поэтому они — солнце, а вы — месяц»
— Сыну, благодарю! Продай мне эту идею», — обрадовавшаяся Анна Ахматова. Так появились в «Поэме без героя» эти замечательные строки:
И серебряный месяц яркий
Над серебряным веком стыл…
Известный русский писатель Валентин Катаев в начале 80х гг. XX ст. написал книгу воспоминание о художниках «серебряного столетия» и назвал ее «Алмазный мой венец». На сегодняшнем уроке нам принадлежит подтвердить метафорические слова Валентина Катаева. «Серебряное столетие» в русской поэзии — часть Ренессанса начала 20 столетие. Это был расцвет мысли и талантов. В области философии Россия дала миру плеяду блестящих идей, среди которых в первую очередь нужно назвать Соловьева, Ильина, Бердяева. Русскою живопись представляли Репин, Врубель, Рерих, Кустодиев, Театр — Шаляпин, Комиссаржевская, Чехов. Замечательную музыку создавали Скрябин, Рахманинов, Стравинский, даже короткий перечень дает понять, в какой атмосфере рождались и развивались «серебряные времена» русской поэзии. Этот период объединил разные таланты: Константина Бальмонта и Игоря Северянина, Валерия Брюсова и Владимира Хлебникова, Николая Гумилева и Владимира Маяковского, метров — Вячеслава Иванова, Иннокентия Анненского, начинающих — Александра Блока, Анну Ахматову, Александра Мандельштама. Высокое назначение искусства они видели в раскрытии неповторимого внутреннего мира человека. «Я спонтанно и просто открываю мою душу, открываю, хочу, чтобы «интимное стало всемирным», — писал Федор Сологуб.
Это были времена небывалого расцвета лирики, авангардистских находок и открытий. В своих поисках поэты обращались к философским идеям Канта, Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, Фрейда. Особенно популярными у русских модернистов были концепции Соловьева и Бердяева. В этот период особенно обостряется полемика вокруг культурной и политической жизни в период формирования литературных направлений.
Особенностью «серебряного столетия» есть то, что его творцами были поэты, полярные по своим творческим принципам. Но всех их объединяло одно: осознание своей эпохи как особой, которая выходит за рамки предыдущей. Разнообразие философских идей обусловило формирование многих художественных направлений и течений русского модернизма, среди которых ведущими стали символизм, акмеизм, футуризм.
Символизм стал первым литературным течением этих времен. Русский символизм развивался под влиянием творчества французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо. Действительность, видимый мир символисты объявили иллюзией, а мечту, интуицию — высочайшей реальностью. Поэзия символистов содержит иную речь, мистические мотивы, намеки.
Из мира чахлой нищеты,
Где жены плакали и дети лепетали,
Я улетал в заоблачные дали
В объятьях радостной мечты,
И с дивной высоты надменного полета
Приобретал я мир земной.
И он сверкал передо мной,
Как темной ткани позолота.
Ф. Сологуб
Слово «символизм» происходит от грецк. — «символ», «знак». Поэты этого течения использовали символ для выражения непостижимой сути жизненных явлений, сокровенных и мистических представлений, прозрений и рациональных озарений. Символ — это развернутый образ, который обнаруживает скрытую сущность явления, человеческой души. Это многозначный образ, который каждый понимал в зависимости от личного опыта. Символисты придавали большое значение мелодичности художественного слова. Это поэзия не ярких цветов, а полутонов и оттенков. Поэзия, которая стремится соединить то, что в реальной жизни не объединяется. Теоретики русского символизма Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов, Андрей Белый указывали на особое значение художественного символа, на то, «что действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами». Прекрасная Дама для поэтов символистов является символом иного мира, воплощенного в переживание лирического героя. Особое значение поэты предоставляли музыкальности языка, его таинственности, насыщая стихи аллитерациями и ассонансами.
Вечер. Взморье, вздохи ветра,
Величавый возглас волн.
Близко ураган. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К. Бальмонт
В средине 1990 годов выходят из печати три рукописных сборника «Русские символисты» под редакцией Валерия Брюсова, который становится главным теоретиком течения. Поэт и критик Владислав Ходасевич писал: «Символизм был не только литературной школой, но и способом ощущать, мыслить, способом жить». Поэзия русского символизма объединяет творчество двух поколений — старшего и младшего. К старшему поколению принадлежали Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов. Младшие символисты — Белый, Иванов, Соловьев, Блок.
Талантливой и самобытной была поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1945), которая воспевала темы угасания, смерти, высказывала влечение к праздности, к тому, «чему нет в мире», к чуду. В ее стихах находим накопления однотипных образов, повторы, чередования разной длины строк, алогизмы и разногласия.
Окно мое высоко над землей,
Высоко над землей.
Я вижу только небо с вечерней зарею, —
С вечерней зарею.
И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю, Стремлюсь я к этому, чего не знаю,
Не знаю…
И это желание не знаю откуда
Пришло, откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!
Поэт-Символист Константин Бальмонт старался художественными средствами утверждать жизнелюбие, хотя в его поэзиях прослеживается и печальное, тревожное расположение духа. Он также полюбил разные повторы, призваны завораживать, очаровывать своей мелодичностью. Бальмонт оставил большое литературное наследство: 35 книжек поэзий, 20 — прозы, перекладывал Эдгара По, Шелли, Кальдерона. Бальмонтовские переводы начисляют больше одного миллиона печатных страниц. Мировая литература не имеет аналогов: Бальмонт — поэт, Бальмонт — переводчик, Бальмонт — теоретик.
Серебряное столетие русской поэзии