Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Александр Блок — один из самых крупных и значительных поэтов «серебряного века» и центральная фигура литературного направления, получившего название «русский символизм». Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма «Двенадцать».
Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.
Один из основных символов поэмы — ветер. Он «завивает», «свищет», «гуляет», «рвет», «мнет», «носит». Ветер даже имеет свой характер: он то «хлесткий», то «веселый», он «зол и рад».
Однако ветер — не только явление природы. На образном языке поэта — это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.
Разрушение прежнего порядка, созданного «старым миром», высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии — ветер, метель, вьюга — не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения.
Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.
Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать — это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира — «буржую», «писателю», «попу», «барыньке в каракуле». Красногвардейцы — люди массы, низов.
В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как «убийца» Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями.
Другие организуют «революционный шаг» и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.
Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем. И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.
В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут «без имени святого», высмеивают попа, для них свобода — «без креста».
Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.
Двенадцать идут «державным шагом» сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят «пощекотать штыком», — но им отвечает только эхо.
Впереди двенадцати «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз» выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы «постреливают» в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.
Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать»