Скандинавские боги. Ритуалы и традиции
Возникновение мира, природы, людей
Ритуалы. Римские писатели Цезарь (I в. до н. э.) и Тацит (I в. н. э.) рассказали кое-что о верованиях древних германцев и ритуалах, связанных с ними. Они писали, что германцы обращались к своим богам с просьбами в особых священных рощах. При этом должны были входить туда в оковах. Они не скупились на подарки богам.
Как выяснили учениые, из приносимых в жертву животных вынимали сердце, печень, легкие и сжигали на костре, а кровь собирали и ею окропляли (обрызгивали с ритуальными целями) народ. Мясо делили между присутствующими. Позже стали строить богам капища (языческие храмы), где устанавливали фигурки Одина, Тора, Фрейра. Такой храм целых пять веков стоял в Упсале (Швеция). И тогда уже около храма убивали жертвенный скот, кровь собирали, ею кропили храм изнутри и снаружи, а также людей. Мясо варили: жертвенный огонь разводили на полу храма, ставили котлы. Потом еду благословляли.
Один. Ему, как верховному богу, поклонялось большинство германцев и адресовалось особенно большое число жертвоприношений, в том числе — человеческих. При этом жертву (чаще всего пленника или преступника) вешали на дерево головой вниз и пронзали копьем, как это сделал с собой Один. Приносили в жертву собак и волков как животных Одина. При приношении в жертву домашних животных ритуальное мясо съедалось, но вначале надо было выпить «кубок Одина» за победу и могущество своего вождя.
С Одином связывалась магическая сила рун. Каждый знак из 16 имел заклинательный смысл. На жеребьевых палочках с вырезанными рунами гадали германские женщины эпохи Цезаря и Тацита. Руны резали, окрашивали, а потом их вопрошали и разгадывали. Руны вырезали на веслах, руле, и других частях кораблей с целью оберега и удачи. Их вырезали на оружии, чтобы придать ему губительную силу. Эти руны так и назывались «рунами смерти». На корнях орешника с целью навредить. Наносили на след отсутствующего человека, чтобы помочь ему. Уничтожить волшебную силу рун можно было их соскабливанием.
Камень, на котором начертаны магические руны.
В повседневной жизни поклонение Одину сопровождало людей от рождения до смерти. Его именем принимал в мир людей младенца, освящая его водой. Больные призывали к его помощи при хворях, переломах костей, и не только у людей, но и у коней. К нему обращались несчастные влюбленные с просьбой склонить девичью душу, пленные с просьбой распутать оковы. По каждому поводу приносили особое заклинание Одина, которых было больше десяти. Верили в то, что Один может оживить наложившего на себя в отчаянии руки.
Как от бога неба, ждали от него люди помощи весной, просили, чтобы насылал он ветры и дожди, летом и осенью давал теплую и ясную погоду, зимой утихомиривал бури; знали, что можно просить его погасить пламя, или растопить лед. Германцы обязательно оставляли в поле «сноп Одина» для его лошадей.
Один и воины. Ни дня без Одина было не прожить воинам; они видели в нем бога войны, дарующего победу, придающего в битве силу и ярость, тупящего клинки врагов, ломающего их мечи и дубины, останавливающего стрелы. Мирил он воинов в ссоре, оберегал их коней. Перед началом битвы посылали во врага копье Одина, и этот обычай приносил удачу. Добрым предзнаменованием воинам становилось появление воронов, священных птиц Одина.
При захоронении воина в погребение обязательно клали петуха, так как в Валгалле петух будит обитателей. Клали собаку; она сопровождала воина до Валгаллы, чтобы тот не уклонился от дороги. Если про воина говорили «Отправился к Одину», все понимали — погиб в битве.
Сцены, связанные с Одином, изображались на каменных памятниках-стелах: то Один, висящий на Мировом дереве, то Валгалла, то валькирии, то восьминогий конь Слейпнир. Около 300 таких стел сохранилось только в Дании.
Один и вожди. К Одину возводились роды германских (скандинавских особенно) королей и вождей. Франкский королевский род Меровингов в V-VIII вв. также приписывал себе происхождение от Одина, в знак чего носил длинные, «как у Одина» волосы. Остготский король Теодорих (начало VI в.) уже при жизни считался воплощением Одина, а после смерти стал почитаться как предводитель войска мертвых. В Скандинавии Один считался родоначальником Вельсунгов. Символические животные Одина были изображены в гербах древних датчан-викингов.
Тор. Не меньше Одина почитали германцы Тора. Многим показывался он на мгновенье среди туч: большой, сильный, с ярко-рыжей бородой, косматыми бровями, рокочущим басом. Между собой люди любовно называли его Донар, Дающий дары. Прежде всего — в виде хорошего урожая. Его именем называли поля. Его имя часто становилось и составной частью имени германца, особенно в Скандинавии: Тор-стейн, Тор-олов и другие.
Не обходили Тора и воины. Бывало, что в знак объявления войны прибивали «перчатку Тора» к воротам противника. А викинги очень любили украшать свои щиты сценами из жизни Тора, особенно на тему «рыбной ловли» Мирового Змея или борьбы с ним.
Германцы даже дали имя этого бога одному дню недели — Доннерстагу — Четвергу. А изображениями Тора украшали места для почетных гостей, носы у кораблей. В Исландии в гербе — вол с рогами, это должно было также напоминать о Торе. Тор считался покровителем женихов и невест, свадебных торжеств: у него просили хорошую погоду на свадьбу. А миниатюрный молот использовали в брачной церемонии. Да и в погребение могли положить гривну с «молоточками Тора». А при ритуалах их приносили Тору в качестве жертвы.
Фрейр. В Скандинавии очень высоко чтили этого бога, особенно в Швеции. Он читался родоначальников Инглингов, шведских и датских знатных вождей и конунгов. Потому ему, как и Одину, ежегодно приносили праздничные большие жертвы и выпивали «кубок Фрейра» за удачливый год и мир. Священным животным, связанным с Фрейром, был вепрь. Его изображением скандинавы часто украшали шлемы. Имя «Вепрь» могли дать родившемуся мальчику.
Германские боги после принятия христианства. Вера в дорогих сердцу богов окончательно не покидала германцев несколько веков и после принятия христианства. Их вожди приносили деньги в церковь для молитв за упокой души, и — вешали пленных в дар Одину (Роллон, герцог Нормандии, Х в.). Датские короли Х в. чеканили на одной стороне монеты меч св. Петра. а на другой — молот Тора. Пословицы и поговорки с именами Тора и Одина не сходили с уст долгие века. При сборе трав произносили «нечестивые заклинания», чтобы придать им силы. По-прежнему заклинали против бури, болезней, грома.
Сама церковь прибегала к жестким мерам: сжигала храмы и идолов, запрещала старинные обряды и клятвы. Ей помогали своими законами короли. Но нередко все-таки старинные боги и верования проникали в христианство. Так, Тор стал святым Иаковом, другие боги — бесами. Сохранился праздник в честь богини Земли, а праздник зимнего солнцестояния слился с Рождеством.
Свою особую жизнь и свое бессмертие языческие боги и мифы получили в литературе, живописи, музыке, устной народной культуре.
Скандинавские боги. Ритуалы и традиции