Сочинение на тему Величие простых сердец в прозе Платонова

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно — и удается все, Но главное — сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицис­тики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена ста­тья «Пушкин — наш товарищ» и самая крупная, ставшая известной читателю после смерти Платонова пьеса «Ученик лицея». Над ней писатель работал вплоть до последнего мгно­вения жизни.

Открыв частицу Пушкина в себе, он создает классические новеллы: «Фро», «Река Потудань», «ьская гроза» и «Возвращение». Обогатился и художественный мир Платонова. Именно Пушкин научил его видеть великое зод­чество, идущее в глубинах быта, в пестром смешении «высо­кого» и «низкого», научил найти свою «Ассоль из Моршанс-ка», будущую героиню рассказа «Фро».

Не преуменьшая роль сатиры, Платонов писал, что важно все же, бичуя недостатки, помнить о высшей тайне, которая есть в народе: «И голодно, и болезненно, и безнадежно, и уныло, но люди живут, обречен­ные не сдаются…

» Величие простых сердец… Величие людей, без кото­рых «народ неполный…», их способность преображать мир, побеждать невыносимое, жить и тогда, когда, кажется, невоз­можно жить — это истинно платоновская тема. Это сказалось уже в новелле «Таыр» о пленнице, сумев­шей принять все удары судьбы и как бы «сработать» их , истереть, освоить и победить «каменное горе». Новелла «Фро» — поэма о бессознательной красоте чувства любви, ожидании материнства.

Не случайно ‘ в центре всей группы героев оказывается жен­щина, мудрая естественностью чувств, верностью инстинк­там любви, обязанности продолжения рода человеческого. Прославить человечество, поразить его сенсацией открытия — важно, но кто подумает о том, как его, это победоносное человечество, продлить! Подлинным шедевром мировой прозы является повесть «Джан».

Такую веру в человека, такую силу исторического, оптимизма в художнике XX века трудно с чем-либо сопо­ставить. Человек среди песков… Среди особого пространства, где он стоит ровно столько, сколько «стоит» его мужество, его душа… Где нельзя быть иждивенцем, перекладывающим все трудности на других. В пустыне надо видеть мир очень зорко — не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения.

Пустыня безмолвна, не «говорлива», но сколь­ко неизреченных слов услышит здесь чуткое сердце, какие глубокие «вздохи» донесутся отсюда до него! Восток лишь дремал тысячелетиями, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов, в кажущейся его лени… И в сущности, весь подвиг главного героя «Джан» коммуниста Чагатаева, выводящего народ «джан» — символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных — из плена бесплодной впадины в пустыне, был победой над этими «тормозами» покорности, разобще­ния, обессиливавшими людей.

Платонов писал: «Писать надо не талантом, а «человечно­стью» — прямым чувством жизни», — и сам писал всей жизнью, вовлекая в любую картину самые далекие духовные и физические впечатления, раздумья многих лет. Пример то­му — чудесный рассказ «ьская гроза». Вначале так легко идти по полевой тропке, среди хлебов вместе с двумя крестьянскими детьми Антошкой и Наташей к их бабушке.

Но постойте! Кто это? Откуда?

Что за старичок-полевичок появился вдруг перед детьми? Человек это или доб­рый дух, своего рода добрый домовой?

«Из глубины хлебов вышел к детям худой, с голым, незнакомым лицом старичок; ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нес за спиной плетеную кошелку. Старик также остановился против де­тей. Он поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, уже давно приглядевшимися ко всему на свете, снял шапку, свалянную из домашней шерсти, поклонился и прошел мимо». Возникает сомнение: а реальную ли тропку среди хлебов рисовал Платонов, не. условны ли и деревня, и гроза? Внешний мир творит, сплетая узы странных событий, си­ловое поле, оставляя в тени одни предметы, высвечивая другие.

Старичок-полевичок поклонился детям. «Поклонился» — не просто поздоровался, а как бы преклонился перед цветени­ем юности, перед будущим, осознав по-пушкински мудро и возвышенно: Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе — цвести. Старичок словно робеет перед высшим смыслом жизни, который несут, не осознавая этого, Дети.

И когда они ушли от бабушки — под грозу, испытав страх перед сиянием молний, освещавших «бугры могучего мрака на небе», — этот стари­чок появляется вновь, появляется с весьма характерным воп­росом: «- Вы кто такой-то? — хрипло спросил их близкий чу­жой голос. Наташа подняла голову от Антошки. Склонившись на колени, возле них стоял худой старичок с незнакомым лицом, которого они встретили нынче, когда шли в гости к бабушке… — Нам боязно стало, — сказала Наташа».

Казалось бы, при первой встрече старичка с ребятами следо­вало спросить: «Вы кто такой?

» Но тогда ничего не угрожало детям, мир был добр и благодушен, а для беседы о грозе, о стра­хе нужна опасная обстановка, нужен прекрасный и яростный мир. Тогда читатель внимательнее относится к смыслу слов старичка: «Вы бойтесь, вам это надо». Не боятся ничего лишь отжившие, омертвевшие или бесчувственные истуканы! Писа­тель своеобразно «пугает» своих героев, восхищаясь яростью природы: «Антошка увидел молнию, вы­шедшую из тьмы тучи и ужалившую землю. Сначала молния бросилась вниз далеко за деревней, подобралась обратно в вы­соту неба и оттуда сразу убила одинокое дерево…» Л. Н. Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз — любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие.

Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество».

Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкно­венные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец.