Социальные, философские, психологические мотивы преступления Раскольникова
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это книга великой боли за человечество. Когда видишь глядящее на тебя со страниц романа одиночество, невыносимую духоту и нищету жизни, жестокость и бездушие людей, кажется, что жить в таком обществе умному, доброму и благородному человеку невозможно. Безвыходность — лейтмотив романа, и на каждом шагу перед нами встают тупики, в которых духовно и даже физически погибают люди.
Страшна и безжалостна к отдельной личности действительность, становящаяся благодатной почвой для взращивания преступных мыслей и деяний.
Бедный студент, молодой и привлекательный человек, Родион Раскольников раздавлен нищетой. Он вынужден оставить университет, потому что нечем платить за обучение и за проживание в убогой, тесной, маленькой, как шкаф, «каморке». Раскольникову, его матери и сестре грозит голод. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — вдруг вспоминается главному герою вопрос, заданный ему Мармеладовым. — «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Раскольников находится в отчаянном положении, в тупике, поскольку дальше ему идти некуда. В попытке найти выход из этой жестокой ситуации и рождается теория Раскольникова о том, что можно убивать плохих, чтобы стать благодетелем хороших. Раскольников разделил людей на два лагеря, две категории: обыкновенных людей, подчиняющихся силе, «материал» — и «творцов», «сверхлюдей», которые могут позволить все ради достижения своих целей.
Отнеся себя к людям второй группы, куда он включил и Наполеона, Раскольников открывает себе дорогу к преступлению, убийству ради «угнетенного человечества». Придя к мысли убить злую, никчемную старуху-процентщицу, Раскольников не только хочет совершить с помощью ее денег множество добрых дел , но и проверить свою теорию на практике.
Надеясь загладить преступление добрыми делами, Раскольников не хочет себе признаться, что на самом деле он убивает человека не из-за нищеты, не для спасения матери и сестры, а «для себя одного», чтобы проверить: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». И «наказание» просыпается в его душе, поскольку совесть его восстает против бесчеловечной теории. Мучительно Раскольников пытается переубедить себя или же отыскать ошибку в своей идее, между тем в его сердце вершится самый страшный суд.
Вина Раскольникова и в том, что, убив ростовщицу, бывшую в его глазах не только «ничтожеством», но и палачом безвинных, молодой человек вынужден пойти на второе убийство — случайной свидетельницы преступления, «простой, забитой и напуганной» сестры старухи-процентщицы, которая оказалась безвинной жертвой.
Таким образом, примеряя на себя роль «вершителя судеб», Раскольников находит не счастье и успокоение, а жестокие нравственные мучения и страдания совести. Он не может переступить через свою «натуру», поскольку сам себя винит как преступника: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».
В романе «Преступление и наказание» автор нарисовал перед нами правдивую картину страдания человека под гнетом бедности и социальной несправедливости и ясно показал, какие уродливые, антигуманные идеи рождаются на этой почве. Разоблачая индивидуализм и своеволие теории Раскольникова, Достоевский приходит к выводу, что анархический бунт несет обездоленным людям только несчастье и страдание.
Социальные, философские, психологические мотивы преступления Раскольникова