Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
А. С. Пушкин
Роман «Преступление и наказание» принадлежит к тем великим произведениям мировой литературы, значение которых возрастает для каждого последующего поколения. Образ Родиона Раскольникова стал вечным спутником человечества, ибо на его примере Достоевский поставил вопрос о путях развития человеческой личности в переломных исторических условиях. А поскольку каждая эпоха является по-своему переломной, причины морального бунта героя Достоевского вызывают все новый интерес у читателей.
Сердцевину романа составляет психологическая история преступления и его нравственных последствий. Но главный герой «Преступления и наказания» — не обычный преступник. Убийство старухи-ростовщицы Алены Ивановны Родион Раскольников совершает под влиянием выстраданной идеи, он рассматривает свое преступление как некий эксперимент, который должен подтвердить правильность его теории.
Поэтому Достоевский анализирует в своем романе не только психологию своего героя, но и философию, приведшую его к преступлению.
Раскольников — студент юридического факультета, оставивший учение из-за недостатка средств. Его мать, вдова провинциального чиновника, живет после смерти мужа на скромную пенсию, часть которой она высылает сыну в Петербург. Сестра Раскольникова, Дуня, вынуждена поступить гувернанткой в Дом помещика Свидригайлова, где она терпит унижения и обиды.
Чтобы помочь матери и брату, она готова выйти замуж за нелюбимого Лужина, грубого и пошлого человека.
Родион Раскольников — талантливый, умный и честный юноша. Живя в тесной, похожей на гроб, каморке, страдая от голода и холода, он постоянно сталкивается с нищетой, убожеством и несправедливостью жизни. Раскольников понимает, что не только он, но и тысячи других людей обречены на голод, болезни, нищету и бесправие. Он мучительно думает, как найти выход из этого положения. Родион страдает от унижения матери и сестры, готовой ради него продать себя в рабство Лужину.
Он хотел бы помочь хотя бы им. Но его страшное преступление — убийство и ограбление — совершено не из чувства голода, не от отчаяния.
Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что все дело в различии между двумя разрядами людей. Одна часть — большинство, которое всегда молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея силы восстать против него. Но в истории время от времени появлялись «необыкновенные» люди — Ликурги, Магометы, Наполеоны, которые и были ее подлинными двигателями.
Такие личности дерзко нарушали нормы общепринятой морали, шли на преступления, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинали их, а потомки восхищались и признавали героями.
Раскольников долго обдумывал эту систему идей и даже изложил ее в некой статье, опубликованной в газете за год до совершения преступления. Теперь его интересовал вопрос о собственном месте в этом мире, о том, к какой категории людей относится он сам: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он не хочет молча терпеть и повиноваться. Но отсюда, по его мнению, только один выход — доказать себе и другим, что он имеет право вершить людские судьбы и преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит его к убийству.
Для Родиона это — испытание своих сил, проверка, действительно ли он принадлежит к породе «необыкновенных» людей.
Идея Раскольникова не нова: на ней построено любое общество неравенства и угнетения. Сильные едят слабых, хищники загоняют дичь — таков закон капиталистического общества . Раскольникову кажется, что он бросает вызов миру общественного неравенства и подавления человеческой личности, а на деле его протест вполне укладывается в рамки этого общества. Нетрудно себе представить, что в тот момент, когда Раскольников убивает старуху по идейным соображениям, сотни бандитов, разбойников и просто отчаявшихся людей убивают других старух без всякой философии. Или не убивают физически, а лишают куска хлеба, заставляют торговать собой, воровать и лгать.
Раскольников мог бы возразить, что он убил из принципа, для того, чтобы потом… В том-то и дело, что никакого «потом» не будет. Раскольников не только совершенно не представляет себе дальнейших действий , но и начинает терзаться муками совести.
Он считает, что проиграл, а мы понимаем, что герой Достоевского оказался лучше собственной идеи.
Это противоречие между глубоким и искренним протестом Раскольникова против социального неравенства и угнетения и утверждением права сильной личности строить свою жизнь на крови и костях других составляет трагическую основу «Преступления и наказания». В ходе развития действия романа Достоевский заставляет героя на личном опыте убедиться, то его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер и ведет к подавлению и нравственному умерщвлению личности.
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова