Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…»
Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили?
(Ребята подбирают заглавия:
«Чародейказима»;
«Волшебница зима»;
«Проказница зима»;
«Матушказима».)
Учитель. А какое из этих названий — наиболее подходящее? Как вы думаете?
Дети. — Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина.
— И он ее так называет.
П. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач. Беседа с учащимися
Учитель. Сегодня мы будем читать новое стихотворение: «Мороз, Красный нос». Написал его Николай Алексеевич Некрасов. Как вы думаете, о чем оно, судя по названию?
Дети. — Я думаю, что стихотворение о морозе.
— Наверное, оно о зиме.
Учитель. Прежде чем мы его начнем читать, я хочу загадать вам загадку:
«Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?»
Дети. Мороз!
Учитель. А почему в загадке мороз назван мастером?
Ученик. Потому, что он, как настоящий мастер, рисует красивые узоры на окне.
Учитель. А вот Некрасов в своем стихотворении называет мороз воеводой. Давайте посмотрим в словарь: кто такой воевода?
(Ребята находят значение слова: воевода — начальник войска.)
Учитель (уточняет). Воевода — это старинное название военного чина. В старое время на Руси так называли пред
Водителя войска. Вслушайтесь в название этого слова: воевода — тот, кто водил войско на войну, это главный человек в войске.
2. Работа по разделу «Предварительное чтение»
3. Чтение учителем стихотворения
4. Беседа после чтения
Учитель. Понравилось вам стихотворение?
Дети. Да, очень.
Учитель. Картина, описанная Некрасовым, сказочная или настоящая?
Дети. — Да, сказочная, здесь герой сказочный: он похож на Морозко.
И на зимних месяцев из сказки «Двенадцать месяцев».
А картины тоже сказочные, они созданы волшебником Морозом.
Учитель. Давайте обратимся еще раз к тексту и посмотрим.
5. Чтение стихотворения по частям с его анализом
Учитель. Прочитаем первое четверостишие. Каким вы себе представляете главного героя?
(Дети читают вслух.)
Учитель. Если бы вам пришлось его нарисовать, каким бы вы его изобразили?
Дети. — Я бы его нарисовала в образе человека: большого, могучего и сильного.
А я бы его изобразил в доспехах русского воина: в плаще, с палицей в руках.
Я представляю его в образе грозного воеводызавоевателя с оружием, похожим на русского богатыря.
А у меня он получился бы огромным, с длинной и седой бородой.
Учитель. А почему в воображении большинства из вас герой возник в образе русского богатыря, древнерусского воина? На какие слова в тексте вы можете сослаться?
Дети. — Потому что автор называет Мороза воеводой.
— А еще он «обходит дозором владенья свои». А я читал,
Что русские богатыри часто выезжали в дозор охранять «ру
Бежи своих владений».
Учитель. А теперь найдите в этом четверостишии, с чем сравнивает автор Морозавоеводу.
Дети. — Автор сравнивает Мороза с бушующим ветром.
— И с бегущими ручьями с гор.
Учитель. А это обычные сравнения? Автор прямо сравнивает героя с ветром и ручьями?
Ученик. Нет, автор говорит: «Не ветер бушует» и «не… ручьи» побежали с гор, а это Морозвоевода «обходит владенья свои».
Учитель. Да, эти сравнения необычны: они употребляются с частицей «не» и называются отрицательными сравнениями.
А что хотел показать Некрасов, употребляя такие сравнения?
Ученица. Силу и могущество героя, автор сравнивает его с бушующим ветром и с ручьями, которые бегут с гор и сметают все на пути.
Учитель. А теперь прочитайте следующие четыре четверостишия. Как автор характеризует своего героя?
(Ребята читают текст самостоятельно.)
Дети. — Он — заботливый хозяин:
«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»
— А еще Мороз очень щедрый, наделяет природу удиви
Тельной красотой:
«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»
— А я прочитал, что Мороз хвастливый:
«И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет».
Учитель. А как вы понимаете — «удалую»? Дети. — Это значит веселую.
Озорную.
Задорную.
Учитель. А еще смелую, безудержно лихую. А теперь прочитайте эту песню: о чем он поет?
Дети. — О том, что он властелин, ему покоряются все природные силы: метели, снега и туманы.
Он покоритель и завоеватель природной стихии.
Мороз обладает необыкновенной силой: может построить дворцы изо льда.
Герой рассказывает о своем богатстве:
«Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро».
Учитель. А как вы понимаете эти строки? Дети. — Богатства у него столько, что не счесть.
— И его не становится меньше, хотя он украшает свои
Владения дорогим, драгоценным убранством.
— Мороз убирает свое царство в драгоценные каменья.
Учитель. А как вы думаете: Мороз доволен своим та
Ким положением? Ему хорошо живется?
Дети. Да, он богат.
Ни в чем не нуждается.
Всем владеет.
Он всем доволен.
6. Поиск в тексте авторского отношения к герою
Учитель. А теперь давайте проследим, как писатель относится к своему герою.
Дети. — Автор уважает Мороза за его хозяйственность и щедрость — это можно подтвердить словами второго и третьего четверостишия.
— Он любуется им:
«И яркое солнце играет В косматой его бороде…»
Автор не осуждает героя за хвастливость, потому что его слова не пустые: они доказаны делом.
Автор говорит о нем с удовольствием: это ощущается во всем тексте.
7. Соотнесение словесных и зрительных образов
Учитель. А на какую из репродукций великих художников вы бы поместили героя этого стихотворения? Где могут быть его владения?
Дети. — Мне кажется, что на картине Шишкина:
«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»
На этой картине видно, что Мороз здесь славно поработал.
— А мне кажется, что владения Мороза удалось изобра
Зить художнику Юону: у него зима такая пушистая и мно
Госнежная. И в стихотворении говорится о такой картинке:
«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»
— А на картине Крылова тоже показаны просторы, по
Хожие на владения Мороза:
«И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?»
На этой картине вдали виднеется речка, скованная льдом.
— А я думаю, что на любой репродукции художника
Можно найти картину, похожую на ту, что описана Некра
Совым.
8. Соотнесение сказочного и реального изображения
Учитель. А художники писали картины реальные или сказочные?
Дети. — Реальные.
— Конечно, настоящие.
Учитель. И мы их соотносили с авторским текстом. Значит, у Некрасова картины — не сказочные, а настоящие? Можете ли вы такие наблюдать в жизни?
Дети. Да, можем.
Учитель. А для чего Некрасов создает сказочного Мороза, Красного носа?
Дети. — Чтобы более интересно показать настоящую зиму.
— Чтобы в сказочной форме рассказать о зимних явле
Ниях природы.
Учитель. Давайте попробуем перевести сказочную картину в реальную: о каких зимних картинах и явлениях рассказал нам автор? Найдите их в тексте.
(Дети находят:
«…метели лесные тропы занесли»;
«пушисты… сосен вершины»;
«красив… узор на дубах»;
«крепко… скованы льдины в великих и малых водах»;
«трещит по замерзлой воде»;
«идет — по деревьям шагает…»;
«по веточкам палицей бьет»;
«…удалую, хвастливую песню поет»;
«…построю дворцы изо льда».)
Учитель. Вот какие зимние картины увидел поэт и как искусно и мастерски он их изобразил, придумав сказочного Мороза, Красного носа!
9. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова
Учитель. А теперь сравним это стихотворение со стихотворением Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…». Что в них общего?
Дети. — Они оба о зиме.
Авторы изображают зимние картины природы.
И волшебные, сказочные образы Зимы и Мороза.
Эти образы тоже во многом похожи по характеру.
Но у них есть и отличительные черты.
Учитель. А чтобы закончить работу над образами Зимы и Мороза, я вам предлагаю карточки, на которых перечислены черты характера героя, а вы из списка выберите толь
Ко те, которыми можно охарактеризовать Зиму и Мороза, а потом сравним: чем эти образы похожи, а в чем разные.
(Учитель раздает карточки школьникам, на которых они отмечают слова, характеризующие героев, затем идет обсуждение общих и различных качеств героев. При высказывании своих мыслей учащиеся должны ссылаться на авторский текст.
В заключение урока ведется подготовка к выразительному чтению текста. Учитель дает установку: прочитать стихотворение так, чтобы передать авторское отношение к герою и изображаемым в тексте картинам, при чтении монолога передать характер главного героя.)
Домашнее задание. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворения.
Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…»