Сохранение вечных ценностей в творчестве И. Римарука
Игорь Римарук — один из видных поэтов-модернистов нынешнего поколения — известный как основатель (вместе из Ю. Покальчуком и Ю. Андруховичем — это инициативная группа) литературной мастерской «Псы святого Юра» (1994), к которой принадлежали, кроме упомянутых, В. Герасимюк, В. Медведь, В. Горемыка и О. Ирванець. Позднее И. Римарука было избрано вице-президентом Ассоциации украинских писателей (АУП). Деятельность АУП — это есть определенная оппозиционность к СПУ, члены новой организации провозгласили свои основные критерии: преодоление колониального синдрома в украинской литературе, профессиональный уровень, открытость мировоззрения.
О произведениях Игоря Римарука можно сказать, что они несут в себе своеобразную «протестантскую установку», он олицетворил эрудированную интеллигентность «восьмидесятников». О его творчестве писали много противоположного, тем не менее неопровержимым остается факт популярности его произведений. Показательной является поэзия «Рождество» из цикла «Отголосок». Библейский мотив рождения Исуса Христоса приобретает современное озвучение, вместе с тем автор будто стирает временную границу, так как грудной ребенок в исполинских яслях греется «под стороной у минотавра». Вспомним, что Минотавр, за древнегреческой мифологией, — это чудовище с телом человека и головой быка, ему как дань приводили молодых людей для поедания. То, что Бог — грудной ребенок, — греется у такого чудовища, наталкивает на мысль, что Бог — это в самом деле любовь, он двигает светом, поэтому любое зло любовью можно укротить. Но есть предострежение: поздравить грудного ребенка идут «трое царей в маскхалатах» с фонариком, они «с дороги сбились», что и не удивительно, так как не ведущая звезда позвала их в дорогую, а принудительное выполнение обязанности. Рождественская звезда отбивается и «множится» в снегах и «зеркальных муравьев», а «десна госпожа клубок разматывает узелки тихо завязывает». Невольно возникают мысли, что навеянные прочтениям произведения: как сохранить того «грудного ребенка» в себе, как противостоять жестокости мира, как вообще сохранить первозданную святость всего сущего, лишь бы спасти этот мир.
Тема стиха «Звезда». Метафорический образ звезды приобретает особое звучание. Ведь могло быть все будничным: «Может, так бы невидимо и жил», и как-то «июльской ночи упала звезда из высоких верхов», когда лирический герой еще был ребребенком. И упала она: «в детские незапертые глаза». А когда звезда «провела борозду между бровей», — это будто окончательное закрепление дара, так как, за народным поверьем, между бровями находится так называемое «третий глаз», он есть лишь у людей, наделенных особыми талантами. А то, что звезда «засеяла память золой», свидетельствует: отныне жизнь лирического героя изменится, он будет вынужден создавать, так как «зола» не будет давать покоя: будет вспыхивать, будет тлеть, будет болеть, и все это должно быть выражено в божьей искре — произведениях. Лирический герой не смог противостоять или протестовать против божьего дара, он не мог даже прикрыться рукой, так как «ладонь была мала». Итак, он еще с детства обречен писать, ведь такое его призвание, такой дар он получил с неба. Стих совсем небольшой по объему, тем не менее емко и полно выражает главную мысль автора о самореализации человека.
Стих «Обновы» написано в целиком постмодерновой манере, которая характерна для автора. В поэзии почти нет разделительных знаков, а строки не отмежевываются прописной буквой. Читатель сам расставляет акценты и создает собственное понимание произведения, обращая внимание на собственноручно построенные синтаксические конструкции. Тем не менее, как и во многих текстах И. Римарука, в нем ярко выраженная библейская символика, которая тесно переплетена с проблемами и трудностями мирского (современного ли?) бытия. «Лавровый венок становится терновым», — это не только намек на мучения Иисуса Христа, а и понимание того, что в этой жизни все есть быстротечно, в том числе и моральные ценности, так как уже «стражники в мученики прут». Целиком философски автор решает вопрос о призвании и назначение человека на земле, когда всегда есть проблема выбора жизненного пути: «крест не орден, крест не отберут». Только личность знает, что имеет крест, и его нужно пронести достойно, как Христос. Отдельной темой звучит противостояние призвания поэта и имперской зависимости, которая глубоко сидит в подсознании, так как все еще невольно озирается «на крылатый герб в консулате». Минует время, и ему принадлежит каждый раз быть обновленным, именно поэтому прошлое и будущее всегда рядом, именно поэтому «звезда вечная в небах обновленных исчезла», чтобы означает новый прогресс для души.
В поэзии Игоря Римарука можно увидеть большую любовь к Богу, в которой христианство объединяется с языческим мироощущением. Его произведения представляют живую сущность языка, где значащими есть и паузы-молчание, и мгновенно выхваченные детали, и философское ощущение времени. Это делает его произведения привлекательными и дает мощную информацию о ментальность украинского народа.
Сохранение вечных ценностей в творчестве И. Римарука