Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки
Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Н. В. Гоголь. Богатство не уменьшает жадности.
Саллюстий. «Мертвые души» — это одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Николая Васильевича Гоголя. Одной из основных тем в творчестве писателя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве, как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира.
В их образах отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией. Смех писателя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл.
Поэма построена, как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.
Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Для создания его образа Гоголь использует различные художественные средства, в том числе пейзаж поместья героя, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение. Гоголь пишет: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было».
Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с «аглицким садом с заросшим прудом», жиденькими кустиками и бледной надписью «Храм уединенного размышления». Главная черта Манилова — неопределенность. Говоря о нем, автор восклицает: «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы.
Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реальность подменяется у него пустой фантазией. Он любит поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян.
Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает. Манилов живет в мире, полном иллюзий, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Он является сентиментальным фантазером, не способным к практическому действию. Свою жизнь Манилов проводит в праздности.
Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же четырнадцатой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными прожектами, вроде постройки подземного хода, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности — пустые мечты.
Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим офицером. Иронично автор высказывается об обстановке дома героя, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещенным, но это лишь одна видимость.
Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы. Но Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением руководит страсть к наживе, корысть.
Этим она напоминает Собакевича. Гоголь относит Коробочку к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Манилов с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фразами, за рассуждениями о благе Родины, а у Настасьи Петровны духовная скудность предстает в своем естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всем ее облике заметна весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид.
Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель ее жизни — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит на всем поместье следы умелого хозяйствования, которые обнаруживает внутреннее ничтожество Настасьи Петровны. У нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств.
Подтверждением является ситуация с «мертвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом.
В предложении Чичикова ее пугает только одно: возможность что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мертвые души». Коробочка не собирается уступать их Чичикову за малую цену. Только после долгих уговоров Настасья Петровна понимает выгоду сделки и соглашается продать такой необычный товар, как «мертвые души». Собакевич сильно отличается от Коробочки.
Он, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках.
Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При характеристике его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича.
На нем и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. «Он был похож на средней величины медведя»,- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души.
Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Собакевич отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение — вредная выдумка». В отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку и время, в которое живет, знает людей. От остальных помещиков он отличается тем, что сразу понял сущность Чичикова. Собакевич — это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести.
Все окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Собакевич прямолинеен, достаточно груб. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди — разбойники и негодяи.
В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь в своей поэме «Мертвые души» создал целую галерею характеров и типов, все они многообразны, но их объединяет одно — ни у кого из них нет души.
Сравнив трех помещиков, я сделал вывод, что будущее есть только у Собакевича. Манилов и Коробочка живут за счет доставшегося по наследству имения. Сами они никак не способствуют развитию хозяйства.
Манилов передал свое имение управляющему, а у Коробочки мы видим отсталый барщинный тип хозяйствования. Собакевич — владелец крупного имения, который занимается хозяйством. Я думаю, что после отмены крепостного права этот помещик перешел бы к наемному труду, и его имение продолжило приносить доход.
Этого нельзя сказать о Коробочке и Манилове, которые, скорее всего, заложили бы свои поместья в ломбард, а через некоторое время разорились. Поэма «Мертвые души» является гениальным обличением крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства. Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит, что большинство помещиков того времени вело праздную жизнь, не заботилось о своем хозяйстве. От этого страдали крестьяне, да и все государство в целом.
Изобразив в сатирической форме быт помещиков, показав их недостатки, Гоголь хочет помочь людям избавиться от их пороков.
Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки