Стихотворение А. Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь…»
Я любил свой мучительный труд, …загадку Смутных чувств и простую разгадку ума… А. Тарковский Что мы знаем о поэте Арсении Тарковском? Как ни грустно об этом говорить, но практически ничего.
Его стихи стали как-то внезапно популярны в 1960-ых годах, однако, на мой взгляд, творчество этого поэта недопрочитано, недопонято, недопрочувствовано. Наверное, одним из самых известных стихотворений Тарковского является «Я учился траве, раскрывая тетрадь…», в котором лирический герой рассказывает о своем, поэтическом, видении мира, о своем даре… На мой взгляд, композиционно стихотворение четко делится на три части — по количеству строф. Первая часть рассказывает о поэтическом видении мира героя, как, благодаря его дару, он чувствует и понимает все то, что находится и живет вокруг него. С самой первой строки мы убеждаемся, что это не стандартный взгляд среднестатистического человека — окружающий мир герой воспринимает через призму «словесной гармонии»: Я учился траве, раскрывая тетрадь, И трава начинала, как флейта, звучать.
Поэтический дар помогает лирическому герою понять законы этого мира и всей вселенной, проникнуть в тайну мироздания, почувствовать неявные нити, соединяющие все вокруг: Знал, что в каждой фасетке огромного ока, В каждой радуге яркострекочущих крыл Обитает горящее слово пророка, И Адамову тайну я чудом открыл. Такое единение всего живого, в том числе, и самого героя с миром, поэт почувствовал благодаря своему пророческому дару, который тоже является творением вселенной. Лирический герой говорит о том, что он «открыл Адамову тайну»?
Что подразумевается под этой метафорой? Что понял герой? Думаю, это выражение многозначно, насыщено многими смыслами. С одной стороны, герой проник в тайну создания человека, его происхождения. Человек — часть божественного замысла, тесным образом связанная со всей вселенной, с каждой песчинкой, травинкой и стрекозой.
Человек — равноправный член этого огромного мира, но ни в коем случае не господин и не владыка. С другой стороны, Адам — первый человек на земле, и на его плечах лежала ответственная задача: именно он был правой рукой Бога, творил этот мир, устраивая его по законам божьим. Именно Адаму уподобляет себя и герой стихотворения. По его мнению, поэт — посланник Бога на земле, который должен, в меру своего таланта и духовных сил, преображать мир, творить его, следуя велению свыше.
Мы видим, что лирический герой понимает и принимает эту ответственную миссию. Вторая часть стихотворения — описание самого поэтическо-словесного процесса. Герой рассказывает, как его мысли, чувства, озарения превращаются в стихи, получают материальную оболочку. Первое, что бросается в глаза, — труд героя мучителен: «Я любил свой мучительный труд…».
Однако он не воспринимает его как наказание — это дар, за который поэт бесконечно благодарен высшим силам. Процесс сложения слов в поэтическую строку автор уподобляет строительному процессу — кладке. Сами слова — кирпичи, каждый из которых обладает своей энергетикой, своим «светом».
По мысли героя, звук слова способен передать сущность того предмета или явления, который он описывает: «В слове п р а в д а мне виделась правда сама». Свой стиль поэт характеризует как очень простой, четкий и строгий : «Был язык мой правдив, как спектральный анализ…» Третья часть представляет собой итог, оценку, которую герой дает своему творчеству, своей поэтической работе. Прежде всего, он безжалостен к себе: «В четверть шума я слышал, в полсвета я видел…». Однако герой ясно осознает, что работал честно и делал все, что мог в тот или иной момент жизни.
Совесть лирического героя чиста — он выполнил свой человеческий и поэтический долг: Но зато не унизив ни близких, ни трав, Равнодушием отчей земли не обидел… И наградой ему была родная земля, бездонное небо над головой, свет звезд отчизны, «студеная вода и пахучий хлеб» — то коренное, что держит человека на этой земле, дает ему смысл и счастье. Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности.
Это, прежде всего, метафоры . Кроме того, в стихотворении есть сравнения , эпитеты . В произведении чередуются мужские и женские рифмы ; присутствуют все виды рифмовки . Таким образом, стихотворение А. Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь…» тематически относится к произведениям о сущности поэзии и роли поэта.
В нем автор раскрыл свое видение данного вопроса, продемонстрировал свой индивидуальный поэтический стиль — строгий, четкий, вымеренный, но от этого лишь приобретающий дополнительную образность, объемность и глубину.
Стихотворение А. Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь…»