Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ «чистых» лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызывать со стороны критики негативную реакцию. Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный «спор с веком». Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева был продиктован вовсе не его душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа.
Каждая поэтическая строчка этого выдающегося лирика свидетельствует о его гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа его поэтического дарования. Она манила поэта к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Тютчева — стали любовь, природа, философское осмысление жизни.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением поэта. Его пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах. Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…
Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, «растворение в изначальном хаосе». Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Его восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости. Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великому поэту? Все это стало лишь предметом изучения истории.
А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»