Над романом «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес работал восемнадцать месяцев. Ради одной из самых популярных книг XX века писатель рискнул всем: отказался от должности пиар-менеджера, заложил машину, перестал общаться с друзьями и переложил все семейные проблемы на плечи жены. Законченное в 1966 году произведение было впервые опубликовано в июне 1967 года, в Буэнос-Айреса.
К началу XXI века переведенные на тридцать пять языков «Сто лет одиночества» разошлись по миру тиражом более чем в тридцать миллионов экземпляров.
Написанный в стиле Фантастического реализма роман представляет собой всестороннее исследование Проблемы человеческого одиночества. «Внутренний сюжет» произведения писатель раскрыл через сюжет внешний, выстроенный как подробное описание жизни рода Буэндия — первое поколение которого стало основателем Места действия романа — поселка/города Макондо.
Хронотоп романа ограничен на пространственном и проницаем на временном уровне. История основания Макондо имеет непосредственную параллель с грехопадением Адама и Евы и изгнанием их из рая: заключение брака между двоюродным братом и сестрой и последующее убийство Пруденсио Агиляра вынуждает Хосе Аркадио и Урсулу покинуть родную деревню и основать свою, в которой не будет места призракам былого.
Рожденные молодой четой дети — сыновья Хосе Аркадио-младший и Аурелиано и дочь Амаранта закладывают основу для реализации идеи преемственности родовых черт:
Тяги к науке ; Домовитости ; Красоты ); Постоянной жажды телесных наслаждений ; Сексуальной заинтересованности близкими родственниками , Хосе Аркадио-младший и Ребека — троюродный племянник и тетя , Аркадио и Пилар Тернера — сын и мать , Аурелиано Хосе и Амаранта — племянник и тетя , Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула — племянник и тетя ); Воинственности и тяги к власти ; Стремлении к бесконечному созиданию и последующему разрушению ; Склонности к убийству .
В рамках локально-ограниченной территории Макондо реализуется модель национального бытия, состоящая из реальных исторических , мифологических , аллегорических и бытовых событий, в которых принимают непосредственное участие члены семьи Буэндиа.
Образ Макондо в романе имеет мифологическую основу — для большинства членов семьи Буэндиа он становится землей обетованной, раем, из которого они либо не хотят, либо не могут уйти, а если и уходят, то всегда возвращаются, как, например, это сделала Амаранта Урсула, получившая в Европе прекрасное образование, большое количество денег и безмерно обожающего ее мужа. Огромный каштан, растущий во дворе выстроенного Урсулой дома, около которого заканчивают свои последние дни родоначальник рода — Хосе Аркадио Буэндиа и его сын — полковник Аурелиано, — классический мифологический архетип мирового древа, связывающего воедино все сферы мироздания — небо, земную жизнь и преисподнюю.
Фантастические элементы , разговор Амаранты со Смертью, желтые бабочки, неизменно сопровождающие Маурисио Вавилонью, история рода Буэндиа, написанная на санскрите цыганом Мелькиадесом и др.) выступают в романе в качестве средств обнаружения глубинных смыслов реальности. Включенная в бытовой, приземленный контекст фантастика позволяет раскрыть, подчеркнуть, обратить внимание читателя на необычные явления, неизвестные факты, сильные страсти и яркие образы, встречающиеся в реальной жизни и являющиеся ее естественным, духовным продолжением: к примеру, члены семьи Буэндиа спокойно относятся к появлению в своем доме душ умерших, что полностью соответствует христианской модели мира, в которой «для Бога все живы» — и те, у кого еще есть земное тело, и те, кто его уже лишился.
Проблема человеческого одиночества объясняется в романе различными причинами — неспособностью любить , внешней оторванностью от других людей или своих любимых , внутренней и внешней слепотой, а также слишком сильными страстями, полностью захватившими души людей .
Финал романа утверждает идею конечности родовой жизни и мира, как такового, — в начале рождающегося, затем развивающегося и погрязающего в грехах и в итоге — вырождающегося и разрушающегося под воздействием естественных причин .