«Сверхъестественное отделение носа»
Уроки с элементами мастерской по повести Н. В. Гоголя «Нос»
Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.
А. С. Пушкин. Примечание к повести «Нос»
«Нос» продолжает держать нас в недоумении. С. Г. Бочаров. «Загадка «Носа» и тайна лица»
Повесть Н. В. Гоголя «Нос» описывает «необыкновенно странное происшествие». В 7-м классе не представляется возможным глубоко и полно, с учетом социально-философского и психологического смысла, прочитать эту загадочную повесть. Но можно попробовать погрузить детей в реальное и одновременно мистическое, комическое и очень живое пространство «Носа». Оно как будто игровое — и предлагает погадать вместе с автором и его героями, как может существовать то, чего быть не может.
Впрочем, не просто погадать, а поискать основы для своих догадок в языке, в сюжете, в особенностях композиции. Не всегда обязательно в общении с детьми этого возраста использовать литературоведческие термины, но всегда желательно основываться на законах, которые они выражают.
Дети к такой условной игре к седьмому классу готовы, и она может стать не просто развлечением, а способом чтения и понимания художественного произведения. Только после такого обсуждения можно будет с толком прочитать или перечитать комические и многозначительные слова в конце «Носа»: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают».
Иллюстрация художницы Ники Гольц к повести «Нос».
Между тем общение с гоголевской повестью подвигает нас все ближе к пониманию во все эпохи современной мысли, которую выразил И. Ф. Анненский: «…В рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель — заставить людей почувствовать окружающую их пошлость». Статья Иннокентия Анненского «О формах фантастического у Гоголя» подробно рассматривает эту тему.
Очень интересно рассмотрена повесть также в статье С. Г. Бочарова. Сомнительно, однако, чтобы мы были готовы говорить на таком уровне с семиклассниками. Но в итоге проведенного урока с элементами мастерской Дети сами способны выйти к важнейшей мысли современного ученого: «Человеческий образ у Гоголя, в самом деле, распался на «лики без души» и загадочный, неизвестный внутренний лик «.
Ход занятия
…Их роль с мистической тревогой Интуитивно чуял Гоголь… А. Вознесенский
I. Вспомните поговорки и фразеологизмы, связанные с носом. Если мало помним, подскажет учитель.
Комар носа не подточит. Прищемить нос. Повести носом. Носом чуять. Совать свой нос не в свое дело. Не видеть дальше собственного носа.
Показать нос. Нос не дорос. Водить за нос. Натянуть нос. Задирать нос. Мороз Красный нос. Не выше носа . Вешать нос. Носом землю рыть. Столкнуться нос к носу.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Каков смысл такого частого упоминания носа в русском языке?
Выдающаяся вперед часть лица, притом разных форм. Выдаваться — многозначное слово. Иногда нос украшает, иногда незаметен, иногда мешает, сопит, краснеет… — в общем, как будто живет своей жизнью.
Иногда некоторым людям кажется, что их судьба зависит от носа. Иногда из-за формы носа и его подвижности, а то и по характеру человек может напоминать животное: клюв, рыло, хобот. Как люди называют нос? Носопырка, носик, носишка, носище … Нарисуйте носы разной формы.
Подпишите: что ощущает владелец такого носа? Послушайте стихотворение А. Вознесенского «Баллада-диссертация» . Реальное это представление о роли носа или преувеличенное?
II. О смысле гиперболизма Чему служит преувеличение? А чему может служить фантастика в правдивом повествовании, описании? А еще?…
III. Несколько слов о «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. В них много фантастического, неясного — прежде всего для самих героев.
Из-за чего?
Из-за наивности, неопытности, неумения понять реальность. Из-за того, что действие — во сне или в мечтах. Из-за вмешательства потусторонних сил.
Из-за собственного безумия, а иногда — из-за безумия мира, в котором живут гоголевские герои.
IV. Что и для кого странно в повести «Нос»?
1. Назовем действующих лиц. Представьте, что вам нужно составить афишу . Афишу можно и нарисовать, включить портреты — по желанию.
1) Иван Яковлевич — цирюльник , нашедший запеченный в хлебе нос. 2) Прасковья Осиповна — его жена, которая пекла с утра хлеб, а потом ругала мужа. 3) Майор Ковалев или коллежский асессор, потерявший нос. 4) Квартальный надзиратель благородной наружности на Исаакиевском мосту.
5) Нос, сбежавший от хозяина, — статский советник. 6) Седой чиновник, в старом фраке и в очках, в газетной экспедиции. 7) Частный пристав — любитель сахара. 8) Доктор с благородною осанкою.
9) Штаб-офицерша Подточина Александра Григорьевна — 10) Иван — слуга майора Ковалева.
2. Рассмотрим сюжет. Беседа о сюжете и выборочное чтение повести. Обязателен комментарий учителя к словам с неясным лексическим значением .
Вариант : задание выполняется заранее как индивидуальное или в паре. Тогда подготовленные ученики выступают как консультанты по мере необходимости при чтении. Они должны заранее выявить непонятные или не до конца понятные слова и ситуации.
Возможны предварительные консультации.
3. Есть ли в повести объяснение, почему исчез нос? Есть ли предположения?
Что «собрали» в классе
1) Отрезал или оторвал невзначай цирюльник — однако нос был цел с вечера . 2) Наколдовала Подточина — но она не сердилась, а продолжала мечтать о зяте. 3) Все происходит во сне или спьяну — но, ущипнув себя до вопля, Ковалев выяснил, что бодрствует и соображает. 4) Украли или сбежал — область чистой фантастики . 5) Нарушение субординации, разрешенных мест и чинов .
6) «У порядочного человека не оторвут носа», то есть это результат неприличного образа жизни хозяина носа . 7) «Только черт разберет это!» — итоговая мысль майора Ковалева.
Выберите себе любое объяснение и подберите аргументы в тексте. Объясните друг другу свою точку зрения в группе из четырех человек.
V. Подумайте и объясните друг другу, какие фразеологизмы со словом нос и почему подходят для определения состояния майора Ковалева и его поведения.
Выступите от группы со своими объяснениями.
VI. Фантастическое в реальности — не об этом ли повесть Гоголя? Но, может быть, это 1) гипербола, 2) гипотеза, 3) модель ? Каждый из названных ответов требует осмысления. 1) Преувеличение — чего и зачем? 2) Гипотеза — предположение о чем и как объяснить, аргументировать?
С какой целью появляется у автора? 3) Модель — что моделируется, почему именно так и к каким размышлениям побуждает?
1. Подберите и запишите слова — рифмы к слову нос. Прочитайте вслух .
#my_table { border-collapse: collapse; } #my_table td { border: 1px solid #000; }
«Сверхъестественное отделение носа»