«Светлые песни Грига»
Интегрированные уроки музыки и литературы
Урок 1. Рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо».
Ход урока
Учитель музыки. Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.
Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором.
Он сочинял музыку.
Учитель литературы. Недаром рассказ, посвященный музыке Грига, начинается с описания осеннего леса около моря.
— На что обращает внимание К. Г. Паустовский, описывая лес?
Учитель музыки. Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки природы изобразить в музыке? Сейчас мы послушаем фрагмент Сочинения Э. Грига, а вы после прослушивания скажете, какими музыкальными средствами изображает звуки природы композитор.
Звучит фрагмент «Концерта для фортепиано с оркестром» Э. Грига .
— В чьем исполнении вы слышите музыку?
Музыка Грига так и называется — «Концерт». Слово «концерт» латинское, в переводе обозначает «соревнование».
— Кто же соревнуется в музыке Грига?
— Как они звучат?
— Как можно описать настроение в музыке?
— Почему настроение в музыке меняется?
Это сочинение Эдварда Грига под названием «Концерт для фортепиано с оркестром» и стало основой для истории о подарке девочке, рассказанной К. Г. Паустовским.
Учитель литературы. Чем же объяснить желание композитора сделать девочке подарок? Давайте заглянем в Дом Дагни и узнаем, что особенно здесь дорого девочке.
— Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем?
Эти качества и разглядел в девочке великий композитор. Теперь перенесемся в дом Грига в Берне.
— Что из себя представлял этот дом?
Учитель музыки.
— Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?
— Как пишет Паустовский об игре Грига?
Заметим, что Григ был незаурядным пианистом, он много раз выступал на сцене. Вот что писали газеты после одного из таких концертов: «Григ — настоящий Орфей за фортепиано. Он очаровывает своих слушателей. Он играл необычайно мягким, красивым звуком…»
Учитель литературы.
— А как писатель К. Г. Паустовский в своем рассказе показывает волшебную, покоряющую силу музыки Грига?
Чтение фрагмента рассказа со слов: «Каждый слушал по-своему…» и до конца главы.
Учитель музыки.
— Почему музыка Грига понятна и близка этим простым людям?
Учитель литературы. Давайте обратимся к эпиграфу.
— Как вы понимаете слова Грига?
— О чем же была музыкальная пьеса, посвященная Дагни?
«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна», — говорит Григ своей музыкой.
— Перенесемся на десять лет вперед. Какой мы теперь видим Дагни?
Читается фрагмент, где дан портрет девочки.
— Каково ее увлечение? Как это характеризует Дагни?
— Кто поддерживает Дагни в ее отношении к театру?
— Что необычного мы видим в увлечении самого Нильса?
— С кем Нильс сравнивает Дагни? Почему?
— Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в пору белых ночей?
Учитель музыки.
— А как Дагни слушала музыку? Как об этом пишет Паустовский?
Чтение фрагмента до слов: «Дагни слышала эту песню у себя в горах».
— Почему Дагни смогла услышать и увидеть все это?
Слушание фрагмента «Концерта для фортепиано с оркестром» Грига.
— А какие чувства музыка Грига вызвала у вас?
Учитель литературы.
— Как К. Г. Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания слушателя?
Сравнение двух отрывков из 2-й и 4-й глав рассказа.
— Чем отличаются эти фрагменты?
— В чем смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа?
— Как понимать заключительные слова рассказа?
Так в чем же заключался подарок, полученный Дагни? И всегда ли подарок представляет из себя нечто материальное? Может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне, «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ? Поэт Виктор Боков так отзывался о музыке Грига:
Фиорды Грига пахнут хвоей. От них в душе моей светает.
Заключительное слово учителя музыки. Рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» очень музыкален. Он весь пронизан звуками — звуками природы, звуками музыки.
Главный герой рассказа — музыка, способная влиять на жизнь людей, менять ее, вызывать чувства, переживания. В центре произведения — образ великого композитора, наделенного душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант, приносящего им радость.
Урок 2. О чем поет Сольвейг?
От авторов. Этот урок — продолжение урока по рассказу «Корзина с еловыми шишками», изучаемому в 5-м классе. Вместе с тем, понимая, что его материал труден для восприятия пятиклассников, считаем, что проводить его лучше в 7-м классе.
Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца… Микеланджело Буонаротти
Конец XIX века. В культуре Норвегии выделились два имени: Генрик Ибсен и Эдвард Григ. Драматург и композитор. Их творческое содружество привело к созданию популярного произведения — сюиты «Пер Гюнт». В письме от 23 января 1874 года Ибсен, живший тогда в Дрездене, обратился к Григу с просьбой написать музыку к драме «Пер Гюнт», которую готовил к сценической постановке.
Вот что писал драматург.
«Дорогой Эдвард Григ!
Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме.
Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.
Преданный Вам Генрик Ибсен».
Получив письмо, Григ приступил к работе. Драма Ибсена, ее герои заинтересовали Грига. В пьесе рассказывалась история о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье.
Куда только не заносила его судьба! Много лет скитался Пер Гюнт по разным странам и в конце концов вернулся на родину постаревшим, измученным, так и не нашедшим своего счастья. Вернувшись домой, Пер Гюнт понимает, что здесь, на родине, — самое дорогое, что у него есть: его родная земля, мать, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращение.
Прообразом Пер Гюнта во многом послужил сам автор.
В момент сочинения драмы сам Ибсен находился в состоянии глубокого душевного кризиса. На родине, в Норвегии, не складывалась творческая судьба писателя, его произведения не принимались, не ставились. Он глубоко страдал и решил уехать за границу.
И вот там, вдали от родины, появился замысел написать о скитаниях молодого человека.
Итак, Григ довольно быстро начинает сочинять музыку к спектаклю. Интересно, что музыкальной темы главного героя, Пер Гюнта, нет у Грига: так неприятен был композитору образ юноши. Зато самую первую музыкальную характеристику Григ написал для Сольвейг — девушки, которая долго и преданно ждала Пер Гюнта из его странствий.
Интересно, что самой песни Сольвейг в пьесе Ибсена нет . Мысль о песне Сольвейг принадлежит композитору.
Перед тем как мы будем слушать Песню Сольвейг, скажите, какое настроение будет преобладать в музыке, по вашему мнению?
Звучит Песня Сольвейг.
Зима пройдет, и весна промелькнет, и весна промелькнет. Увянут все цветы, снегом их заметет, снегом их заметет. И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, мне сердце говорит. Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить. Ко мне ты вернешься, полюбишь ты меня, полюбишь ты меня.
От бед и от несчастий тебя укрою я, тебя укрою я. Если ж никогда мы не встретимся с тобой, не встретимся с тобой, То все же любить я буду тебя, о милый мой, тебя, о милый мой.
Анализ мелодии
— Почему столько грусти, тоски в этой песне?
— Всегда настроение в Песне одинаково?
— Мелодия в Песне то поднимается наверх, то снова постепенно спускается вниз, но в целом не меняется, ведущий мотив остается постоянным. Как вы думаете, почему?
Анализ текста Песни Сольвейг
— С помощью каких приемов создается мелодия внутри самого текста, почему он звучит так плавно?
Образ Сольвейг — это «вечно женственное» в образе простой, чистой крестьянской девушки. Сольвейг — это мир возвышенных чувств.
Евгений Евтушенко, поэт ХХ века, воодушевленный прекрасной музыкой Грига и образом Сольвейг, написал стихотворение «Песня Сольвейг».
Песня Сольвейг
Лежу, зажмурившись, в пустынном номере, И боль горчайшая, и боль сладчайшая. Меня, наверное, внизу там поняли. Ну не иначе же! Ну не случайно же! Оттуда, снизу, дыханьем сосен Из окон маленького ресторана Восходит, вздрагивая, песня Сольвейг, Восходит призрачно, восходит странно.
Она из снега, она из солнца. Не прекращайте — прошу я очень! Всю ночь играйте мне песню Сольвейг. Все мои ночи!
Все мои ночи! Она из снега, она из солнца… Пусть неумело и пусть несмело Всю жизнь играют мне песню Сольвейг — Ведь даже лучше, что неумело.
Когда умру я — а ведь умру я, А ведь умру я — уж так придется, — С такой застенчивостью себя даруя, Пусть и под землю она пробьется. Она из снега, она из солнца… Пусть, заглушая все взрывы, бури, Всю смерть играют мне песню Сольвейг, Но это смертью уже не будет…
Анализ стихотворения
— Как вы объясните строчку «Меня, наверное, внизу там поняли»?
— Как характеризует поэт мелодию песни?
— Как вы понимаете последние слова?
— Почему для поэта «лучше», если песню играют «неумело»?
— Каким чувством проникнуто стихотворение?
— Какая мысль звучит в финале стихотворения?
— Продолжим разговор о сюите Грига. В пьесе Ибсена есть и другие герои, фантастические. Например, герой всех норвежских сказок и легенд Горный Король и тролли.
Верил я, сходя впервые В недра мрачные земные: Духи тьмы там, в глубине, Тайну тайн откроют мне.
Так написал Ибсен. А вот так изобразил Горного Короля в музыке Григ.
Слушание пьесы «В пещере Горного Короля».
— Какой прием развития использует композитор в музыке?
— У Грига мелодия одна и та же, она все время повторяется, меняется лишь динамика, музыка становится громче и с каждым новым повторением мелодия звучит все быстрее.
— В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них — восточная танцовщица Анитра.
Слушание Танца Анитры.
— В музыке композитор рисует портрет героини. Каков он?
— Какие музыкальные жанры выбирает композитор для характеристики своих героев?
— Почему?
(Песня Сольвейг написана Григом со словами, как вокальный номер. Вся остальная музыка к сюите инструментальна. И гномы, и Анитра выявляют себя во внешних действиях, и в этих поступках проявляется их суть.
Главное же в Сольвейг — ее душа, ее вера и любовь, и чтобы высказать эти чувства, ей нужны слова. Музыка вступает в союз со словом, и образ Сольвейг сразу приобретает наглядность и конкретность, становится более убедительным. Сольвейг, можно сказать, не совершает в пьесе никаких действий, в отличие от гномов и танцовщицы, она только верно ждет.)
Интересно, что музыка Грига сочинялась изначально к драматическим сценам как иллюстрация. Что же произошло после нескольких спектаклей? Она превратилась в самостоятельное произведение, любимое тысячами людей во всем мире, став сюитой.
Музыку Грига напевают простые люди, исполняют на концертах, изучают Дети в школах. А вот пьеса Ибсена уже редко ставится в театре.
— Как вы понимаете эпиграф к пьесе?
— Почему музыка Грига волнует миллионы людей во всем мире, оказываясь сильнее смерти?
Это вечная тема жизни и искусства.
«Светлые песни Грига»