Талант Гринченко в рассказе «Каторжная»
Главным увлечением Гринченко остается творчество. Художник пробует свои силы в разных жанрах: пишет дилогию «Среди темной ночи» и «Под тихими вербами», публикует пьесы «Ясные звезды», «Нахмарило», «Степной гость», «Среди бури», появляются его научные работы, в частности «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях» в трех томах (1400 страниц!), «Из уст народа» и «Литература украинского фольклора». Чтобы приобщать соотечественников к мировой литературе, писатель много переводит. За участие в украинском движении писателя увольняют из черниговского земства.
Семья оказывается без средств к существованию. Однако неожиданно появляется новая, интересная работа. Редакция журнала «Киевская старина» предложила писателю взяться за подготовку издания словаря украинского языка. В 1902 г. семья Гринченко поселилась в Киеве. Хотя часть словаря уже была собрана, но все бремя подготовки издания легло на плечи Бориса и Марии Гринченко. В скором времени эта титаническая работа увенчалась успехом. В 1907-1909 годах «Словарь украинского языка» вышел в свет. Четырехтомное издание содержит 68 тысяч слов из народного и письменного языка.
Словарь был удостоен Русской императорской академией наук второй премии имени Николая Костомарова. До сих пор он остается авторитетным, богатейшим источником живого народного языка (в 1996 г. после многолетнего запрета словарь было переиздан). В Киеве Б. Гринченко не только работал над словарем, а и занимался общественной деятельностью, организацией украинской печати и общества «Просвита». В 1904 г. стал одним из лидеров новообразованной Украинской демократической партии. Дочь Гринченко, Настя, также принимала участие в украинском национальном движении, переводила, писала литературные произведения, увлекалась музыкой.
После окончания гимназии поехала во Львов, где училась на философском факультете университета. Незабываемое впечатление произвела на девушку встреча с Франко. Приезжая домой в Киев, несмотря на проверку, она привозила подпольную литературу. За активное участие в революционных событиях 1905 г. Настю арестовали. В тюрьме она заболела туберкулезом и 1908 г. умерла.
Полусирота Евдокия после того, как в дом вошла злая мачеха, заперлась в себе, превратившись в «каторжную». Это была реакция на отсутствие относительно нее доброты и ласки, которыми сама девочка смогла бы наделить многих. Не находит понимания она и среди крестьянских детей, они тоже над ней издеваются.
Единственной подругой девочки становится калина, к которой она тайно приходит в особенно тяжелые минуты: «Калинонька, — говорит, — моя красная, родная моя матушка! Покрой меня своим листом зеленым, своими ягодками красными! Одна ты у меня родная, любимая! — говорит, а сама плачет…». Однако жестокая мачеха лишает сироту единственной подруги — на зло ей вырубает куст, которому Евдокия доверяла все свои беды и печали. Вырубывание калины — характерный фольклорный мотив. В рассказе, как и в народных песнях, он символизирует страшную ненависть. Повзрослев, как и все девушки, Евдокия ждет своего жениха.
Ее судьбой становится шахтер Семен. Он так пленил сердце девушки, что узнать ее было невозможно: «Ох, любила же она! Так любила, что всю душу отдала и назад не думала брать… Ночи тихие, звезды небесные! Только вы слышали и видели. Свет мой ясный, свет мой красный». Однако не судилось счастье Евдокии: ее подло предал Семен. Оскорбленная девушка мстит юноше, но и сама гибнет потому, что в фатальный миг своей жизни она переживала за маленькую девочку Саньку, которая была в горящем доме. «За что?» — это последний вопрос, с которым Евдокия умирает и который повторяет рассказчик (автор). Этим он побуждает нас, читателей, задуматься над тем, почему так много горя и слез иногда наносят люди и почему душа не всегда открыта искреннему сочувствию.
Преследуемый царизмом, Гринченко оставался в немилости и в коммунистические времена, хотя исповедовал левые, революционные политические взгляды. Ему не простили украинского патриотизма, государственной позиции, большой работы ради пробуждения национального самосознания народа. Свыше тридцати лет произведения писателя были запрещены, его имя замалчивалось.
Ныне творческий задел художника широко изучается в школах, его именем названа улицы и библиотеки в городах и селах Руси, Киевский городской педагогический университет. Современный литературовед Анатолий Погребной: «Титан работы — относительно него это не громкий эпитет, а объективная констатация. Гринченко умел объединять в своем лице художника и политика, человека тонких эстетичных чувств и общественно-культурного деятеля, которого раз за разом пленила неотложная для нации практическая работа. Лучшие достижения большой работы Гринченко — неотъемлемая часть духовного мира украинского народа».
Талант Гринченко в рассказе «Каторжная»